Авто Сталина
Организаторы отдали дань дате: в центре возвышалось диво дивное явно военного назначения, из кузова которого торчало дуло «Максима». Не мы одни безуспешно силились определить марку и фирму-изготовитель автомобиля. Пришлось «допрашивать» владельца.– Ничего удивительного, что вы оказались в затруднении, – улыбнулся председатель Совета учредителей Исторического клуба «Союз Ленд-лиз» Николай Бородин. – Перед вами редкий «гибридный» вариант автомобиля, поставлявшегося нам союзниками: на фордовской раме установлен кузов «Виллиса». А если добавить, что двигатель и коробка передач тут от «Победы», станет ясно: это настоящий раритет. Конечно, детали советского автомобиля появились уже после Победы, когда воевавший на этой самой машине солдат приехал на верном «коне» домой. Потом долгие десятилетия хозяин — зовут его Сергей Владимирович Натрускин, он и сейчас жив-здоров — ездил на фронтовом автомобиле по грибы-ягоды. И только пару лет назад, когда ветерану стало тяжело управляться с заслуженным «старичком», Сергей Владимирович отдал его нам в клуб. Вообще мы собираем все, чем Запад помогал Советскому Союзу выиграть войну.«Ласточка» автолюбителя из Москвы, представившегося Тимуром, также родом из Соединенных Штатов. Она значительно моложе, но тоже вошла в историю. Это знаменитый в 1970-х родстер «Олдсмобиль-98». Топливо тогда было дешевое, Америка, не стесняясь, жила в долг, и по заокеанским дорогам раскатывали модели одна другой вместительнее. Сейчас даже трудно представить, что массовый потребитель, не стесняясь, покупал такие шикарные «Ридженты» с объемом двигателя 5 литров!– Эту машину в 1995-м по дешевке приобрел за океаномморяк «Торгмортранса», – рассказывает Тимур. – Привез в Питер, немножко поездил и запорол движок. Я отремонтировал…– Пятьдесят долларов – на шестерню распредвала и комплект вкладышей. Все остальное – руки и время.– Да что вы, у меня даже гаража нет. Паркуюсь во дворе под окнами. А вот экспонат из совсем другого времени, с другого континента. На капоте – четыре кольца, но это отнюдь не «Ауди». В 1932 году, когда машина появилась на свет, упомянутый концерн был лишь одним из четырех подразделений немецкого консорциума «Автоюнион». В данном же случае производитель – другая автофирма, DKW.– Перед вами – историческая модель, – рассказывает хозяин машины Алексей. – В то время у немцев в огромном дефиците был металл, и конструкторы предложили сэкономить на карданном валу и заднем мосте (а это 200 килограммов с каждого изделия). В результате появилась первая в мире легковушка с передним приводом. А с учетом двухцилиндрового мотоциклетного двигателя получился еще и самый дешевый автомобиль Третьего Рейха. В зависимости от комплектации он стоил от 950 до 1400 рейхсмарок, а, скажем, более классический «Вандерер» – 3 тысячи. Немцы DKW очень любили и расшифровывали эту аббревиатуру «Даз кляйне вандер» – «мечта мальчика».– Нашел в Калуге в одном частном гараже. Конечно, в СССР она оказалась как военный трофей, а значит, во время войны еще бегала. За год удалось восстановить.– Неужели на ходу?!– Каждый день (вернее, вечер) выгуливаю. А вот на работу предпочитаю добираться на метро: быстрее.– Нет, хотя езжу без автогражданки. Единственное, иногда постовые из любопытства просят открыть капот. Кое-кто из участников парада, как, например, нижегородец Андрей на бордово-кремовой «Победе», рассматривал парад как элитный рынок породистых моделей. Но на «чистокровку» никто из серьезных покупателей так и не клюнул. Народ слонялся по полю, слушал музыку, выпивал в честь праздничка и закусывал...