Законсервированные памятники
В День города в Царицыне был аншлаг. Москвичи и гости города хотели своими глазами увидеть, как преобразился парк. А ведь сколько было споров по ходу реконструкции. Сначала между профессионалами по поводу архитектурного решения, потом к дискуссии подключились политические движения, распространившие нелепый слух о том, что в парке вырубают деревья. Но вот все словесные баталии позади, гости Царицына наслаждаются красотами.Впрочем, преобразившиеся, ухоженные памятники истории можно видеть в Москве повсюду. Конечно, как и в случае с Царицыном, не обходится без споров, дискуссий и даже иногда – конфликтов.Некоторые представители общественных движений пытаются представить вопрос так, будто только в Москве существуют трудности охраны исторического и культурного наследия. На самом деле это сложный вопрос для любого города, тем более такого, как Москва, который является одновременно и историческим центром, и современным развивающимся мегаполисом. Консервация даже отдельных его объектов практически невозможна. Обеспечить должный уровень ухода многочисленных памятников культурного наследия в мегаполисе можно только в том случае, если они живут полноценной жизнью, вписаны в общегородские процессы. Да и «первозданность» подавляющего большинства дошедших до нас архитектурных памятников – чистейшее заблуждение. Практически все они на протяжении своего существования по несколько раз перестраивались и модернизировались в соответствии с требованиями той или иной эпохи. Если бы не эти постоянные перестройки, мы бы так и жили до сих пор в каменных пещерах и рубленых избах с удобствами во дворе.Архитектурная история всех без исключения городов мира – не статичная картина, а постоянная эволюция. Председатель Комитата по культурному наследию Москвы Валерий Шевчук так характеризует категории, на которые Москомнаследия подразделяет памятники старины.Первая – объекты всемирного наследия различных эпох: афинский Акрополь, римский Колизей, московский Покровский собор. Такие сооружения абсолютно неприкосновенны, их можно только оберегать, всеми силами сохраняя первоначальный вид.Вторая группа – памятники локального значения – уникальные здания, ансамбли. В Москве к таким объектам относятся Манеж, здание Наркомфина, дом Мельникова и многие-многие другие.Эти здания также максимально сохраняются в первоначальном виде, но используются под те или иные городские нужды. Как правило, в таких зданиях располагаются музеи, выставочные комплексы, посольства, резиденции и т. п.Третья категория – это типовые здания различных эпох (городские палаты, торговые ряды, усадьбы, доходные дома), или дома, в которых в то или иное время проживали известные исторические личности. Это, очевидно, самая массовая категория объектов, и они могут использоваться под городские нужды, обязательно сохраняя внешний облик и другие элементы охраны, определяемые законом. Сохранение их внутренней планировки в первозданном виде бессмысленно. Это требует слишком больших средств, которые не может себе позволить ни государство, ни частный владелец. В то же время внутренняя переделка и модернизация старинного здания с сохранением его внешних очертаний сохраняют общий облик и колорит исторической застройки. Такая практика как раз и позволила донести до нынешних поколений исторический облик большинства крупных европейских городов.Задача государства – сохранение особо значимых памятников первой и второй группы и разработка жестких правовых норм для тех частных владельцев, которые хотят жить в старинном здании или расположить в нем офис своей фирмы. Собственник должен быть эффективным и добросовестным. Потому в итоге мирно разрешилась ситуация с разделением собственности на памятники старины между федеральными властями и правительством Москвы. Столица многократно доказывала, что заботится о действительно важных объектах культурного наследия независимо от того, оформлена на них собственность или нет. Пример восстановления Манежа стал уже классическим. В Москомнаследия считают, что процесс оформления собственности будет завершен в ближайшее время и можно приступить непосредственно к реставрации памятников, которые требуют внимания.