Чисто европейское убийство
Фильм Николь Гарсия “Изверг” вряд ли выйдет в широкий прокат. Это тяжелое, серьезное кино, от которого успели отвыкнуть многие зрители. И роман, и фильм пытаются разобраться в психологических причинах захлестнувшей Европу преступности, часто не замечаемой или замечаемой в самый последний момент, когда все самое страшное уже произошло.Эту чудовищную историю Каррер не придумал. Она произошла в действительности. Во Франции, лет десять назад, некий очень благополучный месье ни с того ни с сего убил жену и двоих маленьких детей. Затем поехал к отцу и матери и тоже убил обоих. Потом попытался убить любовницу. После чего вернулся к мертвым детям и мертвой жене и поджег дом.Месье спасли. Выяснилось, что этот человек всю жизнь успешно лгал. Началось с того, что, провалившись на экзаменах в Медицинском институте, он не смог сказать об этом родителям, не желая их расстраивать. После этого он женился, и жена была уверена, что муж успешно устроился в медицинский научный центр. Он приглашал туда и тестя, и друзей, поджидая их на входе и радушно приглашая в столовую. Когда говорил жене, что уезжает в командировку, то просто снимал номер в отеле возле аэропорта.Целью всего этого были деньги: говоря всем, что кроме научной работы занимается долгосрочными капиталовложениями, этот человек собирал у всех капиталы (которые ему – вот что значит стабильность государства! – с удовольствием отдавали) и жил на них, что называется, “на широкую ногу”.Внимание: на суде он заявил, что создал-таки нормальную жизнь жене и детям. Жили “не хуже других”. На жуткое массовое убийство он решился потому, что был уже почти разоблачен и боялся (!), что нежно любившие его близкие не перенесут его позора.Реальный человек, совершивший эти убийства, был физически крепок, почти толст, любил поесть, побыть душой стола.Последний штрих, чтобы с омерзением и ужасом отвернуться от “жалкого лепета оправданья”, который он нес своему адвокату.Всем наврал, всех обобрал, всех убил, а ведь как страдает! Как трудно думать иначе. Но Эмманюэль Каррер и постановщик фильма Николь Гарсия попробовали расслышать в его доводах отзвук хронических общественных болезней. Поэтому отвратительного убийцу играет Даниэль Отей – субтильный, одухотворенный артист с тонким, нервным, интеллигентным обликом. От этого, впрочем, этот человек становится еще страшнее.Но и проблема высвечивается ярче. Две основные мысли – пронзительный лейтмотив произведения: “изверг” сидит внутри персонажа, этот изверг – Дьявол, понуждающий его врать и врать, хотя сам по себе ничем не примечательный, симпатичный француз действительно – да, да! – любит и жену, и детей, и родителей.Настает даже момент, когда он и деньги брать больше не хочет, судорожно придумывая, как теперь выпутаться. Но преисподняя лжи, прикинувшейся любовью к ближним (не хотел расстраивать!), уже живет в нем. Не надо было поддаваться соблазну.Вторая мысль: как могли близкие не видеть, не чувствовать сплошную ложь и мошенничество, на которых усилиями этого человека построена их жизнь? Здесь звучит социальный мотив разобщенности людей в современном мире, их глубинного равнодушия друг к другу при показной корректности, вошедшей в моду и являющейся показателем хорошего тона.Фильм “Изверг” – из тех немногих произведений современного западного кино, что пытаются проанализировать нынешнее состояние общества, исходя из его традиционных ценностей – религиозных, социальных, нравственных. Тех самых, экзамен по которым, согласно католической теологии, каждый из нас сдает ежечасно. И которого с малых лет не сдал убийца, послуживший прототипом Эмманюэлю Карреру.Кстати, официальная статистика гласит, что самые наглые, самые безумные преступления в современной Западной Европе совершают вовсе не выродки, не упыри в человеческом образе, а обыкновенные, серые люди, на которых в толпе вовсе и не обратишь внимания, а то и спросишь у них дорогу к метро.