В столице названы лучшие рокеры года – российские группы и солисты

Развлечения

Уже в третий раз в столице названы лучшие рокеры года – российские группы и солисты. Церемония награждения самых ярких рок-альтернативщиков прошла на днях в одном из модных столичных клубов, во многом ставшем «столпом» современного отечественного рока и столичной клубной роккультуры в целом. Чача представляет «План Путина» Рок-альтернатива и музыкальный мейнстрим – вещи, казалось бы, несовместимые. Антиподы. Полные противоположности. Как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» – по нетленному выражению классика, тоже в свое время, кстати, представлявшего «альтернативную поэзию» – смелую и так непохожую на все, что было раньше. Однако в кулуарах церемонии RAMP-2007 люди все больше рассуждали о «рок-мейнстриме» – этаком «взрослом» андеграунде: посолидневшем, достаточно полит-корректном, больше не рвущем рубаху на груди в неистовом желании прокричать, проорать, утвердить изо всех сил некие андеграундные музыкальные и социально-политические истины. Пожалуй, апофеозом такой политкорректности на церемонии стала «немая сцена»: бывший супер-бунтарь нашего рока, лидер «ортодоксальной» в прошлом рок-группы «Наив» Александр Чача Иванов нес со сцены свои музыкальные ценности, будучи облаченным в майку с надписью… «План Путина». Мол, знаем, одобряем – хоть и «немного иронизируем». Представить себе подобное в облачении рокера несколько лет назад было более чем невероятно. Однако факт: именно «рок-мейнстримовский» ныне «Наив» во главе со своим лидером, а также новая группа «5Dies», играющая и поющая вполне культурный «альтернативный» рок», были признаны лучшим дуэтом церемонии. Другие дуэты были тоже сколь неожиданны, столь и показательны – с точки зрения сочетаемости: легендарная и достаточно традиционная «Ария», в конце октября отметившая свое 22летие, «спелась» с новой, тяготеющей к современной панк-идеологии мегаполиса группой «Слот», прославившейся треками к нашумевшему блокбастеру «Бумер». Магнат и монстр (в лучшем смысле этого слова) русского рока 80-х «Агата Кристи» («наследие» которой сейчас активно изучают поклонники «традиционного русского рока») выступила дуэтом с «Психеей» – тоже относительно«новенькой» рок-командой, которая долго выступала как нечто «только для домашнего прослушивания», а недавно переоделась в тогу «сугубых западников». И наконец вместе на «клубно-премиальной» сцене оказались «маргинально-интеллектуальное» трио «Billy’s Band», успешно ниспровергавшее прошлые авторитеты, и старый добрый Евгений Маргулис из «Машины времени», на этом конкурсе выступивший, однако, как соло-вокалист. Кто из них сейчас «новее» – надо еще поспорить… Революционнее – как, в принципе, подобает року? Пожалуй, никто. Артемий Троицкий: кто, если не «Lumen»? Ни для кого, однако, не стало неожиданностью, что лучшей сразу в двух самых главных номинациях конкурса – «Альбом года» и «Группа года» стала очень грамотная и весьма оригинальная рок-команда «Lumen» (уж в чем рокеры постоянны и неколебимы – так это в иностранных названиях. Исключения есть, но они – в абсолютном меньшинстве). Выходя на трибуну церемонии для вручения приза в номинации «Лучшая группа», наш рок-мастодонт, известный музыкальный критик и клаббер со стажем Артемий Троицкий даже заметил: если, мол, в конверте будет название другой команды – я все равно вручу премию «Lumenам». И вручил – потому что содержание конверта соответствовало его предположениям. История этой рок-команды достаточно точно – практически как в зеркале – отражает историю всего российского рок-движения последних лет: если сначала самые революционные рок-команды и песни рождались и консолидировались в двух крупных столичных мегаполисах – Москве и Питере, то сегодня первенство в этом плане явно принадлежит провинциальным городам. Именно оттуда нынче происходят и самые свежие, яркие, незамыленные рок-идеи, и музыкальные новации, и талантливые имена. Они приезжают в столицы, обретают славу – и растворяются там в море лиц, сохраняя, по возможности, «необщее выраженье». «Люмены» – из числа таких, «необщих». Они образовались в феврале 1998 года в уфимском районе Сипайлово – и явили России свой «новый рок», весьма напоминавший, однако, «хорошо забытое качественное старое»: «Тебе объяснили, кто твой друг, а кто враг, И ты купился, ты поверил, дурак. Но те, кто отправляет тебя в последний бой, Не станут умирать рядом с тобой. А ты можешь продолжать верить уродам Год за годом, год за годом». И т. д. Сейчас «Люмены» – престижная группа, лидер элитных клубных концертов, корпоративных вечеринок и вип-квартирников. К чести команды, следует заметить: в синглах своего нового альбома «Правда?» ребята действительно довольно откровенно поют «о том, что нужно что-то менять в себе и вокруг себя». При этом не чураются нецензурной лексики (что стало своеобразным пропуском в современный рок) и достаточно серьезных музыкальных экспериментов. Певица, интересная всем Почему? Ответ сколь очевиден, столь и загадочен: в последние годы Земфира все чаще исчезала с эстрады, то впадая в глубокую депрессию, то углубляясь в поиски своего нового стиля. В промежутках изредка экзальтированная девушка одаривала слушателей клубными и иными концертами (где среди прочих светились ВИП-персоны – политический бомонд, олигархи и т. д.) и наконец недавно выпустила новый альбом «Спасибо» (к своему 30-летию). В нем, видимо, певица благодарит своих поклонников – за терпение и верность, которые, бесспорно, подогревал тот факт, что уйдя в тень в плане творчества, Земфира все это время оставалась одним из самых главных (и скандальных) персонажей светской хроники. Однако критики отмечают, при зрелости и оригинальности музыкального материала, относительную смысловую вялость «Спасиба». В альбоме действительно явно отсутствует прежний столь привлекательный психоделический надлом, эротическая двусмысленность и неповторимая яркость поэтического содержания, некогда принесшие певице бешеную популярность. Земфира сама выступила продюсером нового сборника, сделав на этом поприще беспрецедентный шаг: волевым решением сама разместила альбом в Интернете еще до того, как он поступил в продажу. И не прогадала: ее фанатам, познакомившимся с диском в Сети, тут же захотелось приобрести и саму пластинку в коллекцию – что они и сделали. Продажи начались в первые дни октября и дали завидную кассу. А заодно «девушка-скандал» обеспечила себе и лидерство в соответствующей номинации премии RAMP: Земфира была признана самой востребованной рок-певицей в Интернете. Другие премии RAMPа распределились следующим образом: группа «Animal Джаz» победила в номинациях «Хит года» и «Саундтрек года»; открытием года стал оригинальный молодой коллектив «Море!», номинацию «Undergraund act года» выиграла группа «SAKURA», а «Отцом рока-2007» признан Валерий Кипелов (обошедший в этой номинации столь же заслуженных коллег по цеху Шевчука и Кинчева).

amp-next-page separator