Цены на бензин
В первые же дни раззадоренные потребители смели с прилавков все, что смогли. И выпили. И снова смели. И снова выпили. В общем, все были довольны. Кроме разве что медиков. Продавцы радовались увеличившемуся обороту, производители – повышенному спросу… Либерализация!К чему это я? Почему про алкоголь? А у него с бензином – прямая связь. В Европе очень мало нефтедобывающих стран, нефти в Европе мало, добывать ее год от года все труднее. И бензин в Европе недешев. Доллар за литр в среднем (а год назад в Германии Аи-95 перевалил за 1,13 евро/литр) в переводе на русские деньги порядка 37 рублей за литр.Россия очень стремится в Европу. Почти так же сильно, как Украина. Но там уже поняли, что такое либерализм а-ля ВТО: г-ну Кучме пришлось ввести контроль за ценами на топливо, которые резво поползли вверх. В России пока нет ничего подобного, поэтому наши цены будут расти и расти. Пока не дорастут до среднеевропейских.Раньше каждый год весеннее подорожание моторного топлива объяснялось в России стандартными причинами: начало сельхозработ, увеличение потребления за счет «подснежников» и т.п. Затем следовало объяснение: к осени, когда закончится страда, все вернется в прежнее русло. Но страда заканчивалась, а бензин оставался «потяжелевшим» на несколько десятков копеек.И все-таки это дорожание ползло медленно, можно было успеть привыкнуть к новым ценам. А вот полтора года назад начался процесс планового роста цен на бензин. По тому, как быстро и повсеместно растут цены, можно сделать однозначный вывод: чуть более полутора лет назад российские нефтяные компании сумели прийти к некоему соглашению. Одним словом: бензин дорожает не просто так.В ночь с 25 на 26 декабря 2002 года на большинстве АЗС Москвы цены единовременно поднялись на 80 копеек – 1 рубль. Рост цен очень красиво объяснялся аварией на одном нефтеперерабатывающем заводе, ремонтными работами на другом…Президенты нефтяных монополий успокаивали: мол, это кратковременное явление: вот пройдут новогодние праздники, и…Праздники прошли – цены снова выросли на 50–70 копеек. Теперь это уже без стеснения объясняли ожиданием Иракского кризиса. Следующее удорожание вновь объяснили сельхозстрадой.А тем временем на Запад (и Восток) уходило столько нефти, что отечественные перерабатывающие заводы буквально сидели на голодном пайке и были вынуждены просто перекупать партии нефти друг у друга.Здесь нужно пояснить: не у многих заводов есть своя нефть. МНПЗ, например, вынужден ее закупать. Ранее – у ЛУКОЙЛа, сегодня – у Татнефти и Сибнефти. Но и даже добывающие компании, которые сами владеют заводами по переработке, снабжали эти предприятия сырьем по остаточному принципу.Еще в январе 2003 года тонна сырой нефти стоила тысячу рублей. Заметим, при себестоимости добычи в 15 долларов.К весне за тонну давали уже четыре тысячи рублей, к осени – пять. А ведь к этой сумме надо прибавить стоимость транспортировки (если по железной дороге – еще плюс 400 рублей на «залить-слить»), потом – стоимость переработки, потом – акциз (3000 на тонну; кстати, акцизами дорожание бензина тоже объясняли), потом – торговые надбавки посредников…Но все эти суммы – мизер по сравнению с тем, что получили, получают и будут получать те, кто эту нефть добывает и продает.Тем временем война в Ираке началась и закончилась и снова началась. И цены на мировом рынке поползли вверх, добравшись до 42 долларов за баррель (159 кубических дюймов по американскому стандарту мер).Правда, при этом нам забывают сообщать о том, что кроме США на рынок вышел второй крупный игрок, который через несколько лет может стать первым. Еще не так давно в Китае почти все ездили на велосипедах. Но сейчас КНР активно строит свою автомобильную промышленность, и нефть там очень нужна – своей не хватает.В общем, спрос такой, что даже не слишком качественную российскую нефть марки Urals покупают по 30 долларов за баррель и выше. Вот ее и гонят на рынок во всевозрастающем объеме, благо что правительство закрывает на это глаза и повышает экспортные пошлины скорее для проформы. Год назад было 22 доллара, полгода назад – 31, с 1 июня – 41 доллар. На ТОННУ. Для экспортера это комариный укус, он за тонну в семь раз больше на рынке выручит.А правительству хорошо: ВВП растет! ВВП – это валовый внутренний продукт. Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделения ресурсов, использованных на их производство, на импортные и внутренние. Можно, например, производить электронику и автомобили, а можно просто продавать нефть, газ и лес. У нас ведь не принято говорить о реальном ВВП… Не так давно президент дал указание ВВП удвоить. Вот его и удваивают. Сырье идет на мировой рынок, с его продажной стоимости платятся налоги в бюджет… И ВВП растет и растет. Как вырастет вдвое, нас примут (может быть) в ВТО или даже ЕС… Словом, все точно так же, как и 20, и 30 лет назад.Только сейчас это по нам бьет больнее, потому как нет больше государственной добычи, а есть десяток монополий, которым легче между собой договориться, как нефтяной куш делить.Спасти ситуацию может только прямое вмешательство государства. Или введением фиксированных внутренних цен на нефть и нефтепродукты, или таким повышением экспортных пошлин, чтобы экспорт стал невыгоден. А болтовня насчет ОПЕК – это опять же чтобы нас успокоить. Мол, повысит ОПЕК добывающие квоты, станет нефти больше, цены упадут, бензин подешевеет.А вот это уже беспардонное вранье! Не подешевеет бензин. С какой стати? Есть такое понятие – психологический барьер. Для бензина он – 13 рублей за литр Аи-92 и 14 – за литр АИ-95. Этот барьер преодолен в конце прошлой недели. Значит, мы будем готовы покупать бензин и по 15, и по 16, и по 20 рублей за литр. До тех пор, пока в ВТО не вступим.Тогда придется платить еще больше. Или ходить пешком.