Анатомия «Красных бригад»
Фильм ветерана итальянского политического кино Марко Белоккио «Здравствуй, ночь» выходит ограниченным прокатом – в кинотеатре «Ролан». В Италии он вызвал большой интерес, и причины этого понятны. Хотя ультрасовременность того, о чем он рассказывает, в глаза не бросается.Действие разворачивается двадцать пять лет назад. 16 марта 1978 года террористы «Красных бригад» – воинствующие коммунисты – похитили председателя христианско-демократической партии Италии, профессора права Альдо Моро.При похищении были убиты пять его телохранителей. Террористы потребовали официально признать коммунистические «Красные бригады» и освободить арестованных членов группировки, повинных в терактах, – их они называли политзаключенными.Правительство предпринимало все, чтобы освободить Альдо Моро. Папа римский в прямом эфире стал на колени, умоляя террористов освободить узника без всяких условий. Но 9 мая 1978 года труп старого профессора был найден в брошенной на улице машине.После этого убийства, жестокого и бессмысленного, в стремительно «левевшей» до этого Италии резко изменилось отношение к левакам и левым идеям. Расправа с «краснобригадовцами» была свирепой. Тогда, после убийства Моро, словно вмиг прозревшее общество перестало поддерживать левых радикалов. В мае 1978-го кончилась эпоха, начавшаяся в мае 1968-го с парижских выступлений студентов и в Италии получившая название «движения контестации» – несогласия с буржуазными властями.О конце этой эпохи, которой он сам столь многим обязан как художник, снял фильм Марко Белоккио. Фильм о самых корнях терроризма, о психологии террора, о том, как же так получается, что террористы-убийцы считают себя борцами за социальную справедливость, народными героями. И, совсем как молодые персонажи фильма «Здравствуй, ночь», искренне удивляются, видя на телеэкране проклинающий их народ – рабочих и капиталистов, в едином порыве клеймящих политические убийства невинных.В фильме отсутствует острый детективный сюжет. Все действие сосредоточено в одной квартире – той самой, куда три молодых террориста привозят похищенного Альдо Моро и держат его там, живя впятером – квартира принадлежит девушке по имени Кьяра, она работает в министерстве (цитадель государственности!) и при этом тайно помогает «краснобригадовцам». Почему? Потому что Кьяра – из семьи левых убеждений. Одна из центральных сцен фильма – традиционный итальянский обед на свежем воздухе всем семейством: Кьяра в гостях у тети с дядей, их друзья-старики вдохновенно поют партизанскую песню на мотив нашей «Катюши»: накажем фашистских предателей и тогда вздохнем свободно! А молодежь, рассевшись прямо на травке, оживленно обсуждает похищение Моро…Образ Европы семидесятых, раздираемой внутриполитической борьбой левых и правых, полной скрытого экстремизма. Но парадокс в том, что для молодой Кьяры и ее друзей фашистский предатель интересов народа – именно интеллигентнейший, умнейший профессор и политик Альдо Моро, сказавший: «Народ устал от борьбы. Ему надо просто дать возможность жить мирно» (прекрасная актерская работа Роберто Херлитцка).Полтора месяца существует бок о бок эта странная компания – вместе, в одной квартире, боясь каждого шороха с улицы: трое парней-террористов, девушка и спрятанный в тайнике политик, которого разыскивает вся страна. Кьяра по ночам видит странные сны. Русский снег… Сталин, улыбающийся щербатым ртом… Ее настольная книга – сочинения Маркса и Ленина, с ней она засыпает. Но вот Альдо Моро выходит из своего застенка и, поднимая упавшую книгу, с мягким всепрощающим упреком глядит на спящую девушку…Не сразу понимаешь, что и это сон. Как и финальные кадры, в которых Кьяра освобождает Моро, усыпив террористов, и вот уже бодрый старичок вдохновенно шагает по предрассветной римской улице. Тоска по невозможному пониманию «отцов» и «детей», попытка бессознательно нащупать утраченную связь поколений хотя бы во сне…А реальность ужасающа. Альдо Моро убит, и не просто убит – казнен. Друзья Кьяры, «краснобригадовцы», присвоив себе права и судей, и палачей, признали его виновным в преступлениях против народа.Еще двадцать лет назад, в пору расцвета итальянского политического кино и появления знаменитых фильмов Марко Белоккио, мало кто подвергал сомнению способность кинематографа исследовать сложнейшие проблемы современного общества. С тех пор многое изменилось. Роль кинематографа во всем мире стала скорее развлекательной. Произведения, принципиально не упрощающие проблем, бесстрашно препарирующие историю, чтобы лучше понять современность, появляются все реже. Пример Марко Белоккио показывает, что старые мастера остаются верны себе. Но найдет ли его неброский, суховатый, полный внутренней тревоги и при этом ультрасовременный по проблематике фильм своего зрителя в современной России?