Амазонка заходила с Дамы червей

Развлечения

Ольга Розанова родилась во Владимирской губернии в 1886 году и была младшая (и не успевшая состариться: в искусстве она прожила восемь лет) из знаменитейших русских авангардисток начала ХХ века (Экстер, Гончарова, Попова, Степанова, Удальцова). Критику она пылко не любила («сволочинские газеты» – из письма к сестре). В начале 10-х написала серию живописных работ «Игральные карты». Каждая карта – более или менее символический портрет героев петербургской богемы того времени, некоторые из которых сохранились только в линогравюрах. Почти целый век «Карты» не показывались все вместе. Создатели выставки собирали их по всей России – некоторые находятся в музеях Астрахани, Краснодара и даже Слободского музейно-выставочного центра.Придумала «Карты» Розанова, видимо, раньше, чем традиционно считается. Хотя вся серия действительно была впервые показана публике в 1915 году на петроградской «Выставке левых течений» в салоне Добычиной (а все сделанное Розанова предъявляла публике немедленно), однако мода на примитив, лубок и городскую низовую и мещанскую культуру (следовательно, и символику карт) захватила авангард лет на пять раньше (вспомним художественное объединение «Бубновый валет», 1910). К тому же к середине 10-х годов Розанова уже стала «выдающимся колористом». А уж чем-чем, но вот чистотой цвета «Карты» не отличаются. Особенно «Валет червей», самая известная работа серии.Валет — это, разумеется, заумный поэт Алексей Крученых, с которым «Ольроз» (одно из нежных прозвищ, которым наградили Розанову) связывали отношения сложные и «перекрученные». Он на «карте» похож на себя: не буквально, разумеется, но уловить сходство можно, как и в остальных картах. К тому же на выставке помимо живописных работ и линогравюр-портретов представлены и фотографии тех, кто стал королями, валетами и дамами. Живописный пиковый король (местонахождение неизвестно) – это Василий Кандинский. Бубновый валет (тоже пропал) – Иосиф Школьник, теоретик питерского «Союза молодежи». И так далее.Гадать на картах Розанова умела и даже в живописи делала это по правилам. Поэтому дама червей (та, на которую гадают, главная героиня пасьянса, тоже изображенная у Розановой в три четверти, блондинка) – это, конечно, сама Розанова. Брюнетка Дама пик, которая «означает тайную недоброжелательность», — Наталья Гончарова.В МЦИ даже выстроили целую драму: тайное соперничество со старшей коллегой, трудное преодоление преклонения перед ней (к восторженному обожанию кумиров юная Розанова была вообще-то склонна)… Дама на портрете и впрямь недобра. Отношение Розановой ко всем остальным героям тоже можно прочесть по картам.Зато «Одновременное изображение четырех тузов» (беспредметное, в котором сошлись вполне супрематические формы карточных знаков: ромб, окружность, крест) можно воспринимать как отказ от портретной характеристики. Переход к новой Розановой, которая напишет в 1917 году: «Навязчивость реальности стесняла творчество художника… Почему не отбросить ее сразу?» То, что в текстах розановского кумира Малевича нарублено всерьез и с пафосом, у нее звучит девически невинно и дерзко. Эти же эпитеты подходят к «Игральным картам».

amp-next-page separator