Cистема нашего образования далека от совершенства
Об образовании можно говорить бесконечно – тема настолько объемная, что порой кажется и вовсе неподъемной. Спорят ученые, спорят писатели – вот и на недавней прессконференции в Доме журналиста «Образование: подготовка рабочей силы или создание социума?» сошлись в дискуссии писатель Михаил Веллер, депутат Госдумы Илья Пономарев и другие. Дискуссия – это, впрочем, сказано неточно. Потому что в главном собравшиеся были единодушны: система нашего образования, мягко говоря, далека от совершенства. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в своих оценках был жесток и даже категоричен: – Сейчас молодые люди не способны анализировать, оценивать ситуацию. И они ничего не желают знать о своей работе. Вот ярчайший пример: не так давно мне потребовалось купить мобильный телефон. В салоне я, естественно, позвал продавца-консультанта – на то он и консультант. Вскоре выяснилось, что «консультант» ничего путного посоветовать не может, ибо в телефонах не разбирается вообще. Вот результат нынешнего образования! – Кстати, что смешно, – продолжил Михаил Геннадьевич, – в Египте был найден один любопытный манускрипт. Еще древние египтяне писали, что молодежь разлагается. Вот так, выходит, за несколько тысячелетий ситуация не изменилась… Как полагает Михаил Делягин, характерные черты современного высшего образования: юноши спасаются от призыва, а девушки «продлевают юность». Никакой передачи знаний и навыков, но при этом все всех устраивает. А введенный Единый госэкзамен вообще заставляет детей не учить, а заучивать определенные даты, события, цифры и т. д. Научный руководитель Института экономики Евгений Гонтмахер остановился на проблемах компьютеризации: – В образовании мы должны переходить к системе компетенции – умения грамотно ориентироваться в мире. Возьмите Интернет: что мы видим в провинциальной школе? Компьютер под замком, а рядом – трясущаяся бабушка, которая никого не подпустит к нему, потому что она материально ответственная. Неутешительные, прямо скажем, итоги встречи подвел писатель Михаил Веллер: – Понятно, в каком состоянии находятся наше здравоохранение, наша промышленность... Было бы весьма странно, если бы наше образование находилось в лучшем состоянии. Мне вот, например, в школе очень нравилась физика. А недавно открываю учебник по физике конца 90-х годов… И не могу понять ньютоновскую механику! И становится совершенно понятно, как пилятся бабки на гранты за эти лжеучебники… Еще одно затруднение, связанное с системой образования, это очень долгий процесс реформирования. И в случае чего не с кого будет спрашивать – люди, «стоявшие у истоков», к тому времени будут не у дел. А молодежь будет продолжать «разлагаться». (Ну просто как в Древнем Египте…) Справка ВМ: Не так давно социологи провели исследование на тему: довольны ли вы тем, как сегодня учат наших детей? Ответы расположились таким образом: 60% – нынешнее образование хуже, чем при советской власти; 37% – нынешнее образование лучше; 3% – затруднились ответить.