Парижские ангелы спланировали на Неглинную
Почти все картины — позднего периода, конца шестидесятых – начала восьмидесятых годов. Для Шагала, который прожил долгую-долгую жизнь, это не срок. Его биография, которой хватило почти на сто лет (и каких!), началась и закончилась романтически: родился во время грандиозного пожара Витебска (по легенде, 16-летнюю роженицу перетаскивали от огня из дома в дом) и умер однажды утром, поднимаясь в свою парижскую мастерскую (во Францию он съездил в 1910-м, а навсегда покинул Россию в 1922).«Программных» вещей на выставке нет, но зато «программная тема» витебско-парижского мечтателя представлена во всей полноте: летающие цветы, любовники и ангелы в небе Парижа, художник перед мольбертом и маленький скрипач на глубоком и грустном синем фоне. Еще – несколько библейских сцен и маленький розовый «Царь Давид» (1963). Недостаток «главного» и «того самого» полотна, на который как на гвоздь можно повесить всю экспозицию, на выставке ощущается: его роль мог бы выполнить разве что гобелен «Давид и Вирсавия» (1960) – не потому, что большой, а потому что у него «лица необщее выражение».Однако этот недостаток ни в коей мере не умаляет самого факта существования выставки. Дело в том, что этот проект, созданный стараниями известного московского галериста Айдан Салаховой, – выставка-продажа. К нам в Россию очень редко везут произведения искусства, чтобы тут их продать (пошлины на ввоз фантастические, а цены – сами понимаете, ниже европейских). В создании этой выставки поучаствовали берлинский партнер галереи «Айдан» – Фолькер Диль, хозяин одноименной галереи, и нью-йоркский – Макс Ланг. Все работы (сертифицированные французским Комитетом Шагала, без свидетельства которого картины одного из самых «подделываемых» художников ХХ века стоят во много раз дешевле, чем сертифицированные) — из трех частных зарубежных собраний, большинство – американские. Как много работ будет продано, конечно, неизвестно («Это же не картошка! Но, впрочем, даже и с картошкой на рынке неясно, всю ли ты ее продашь…», —говорит Айдан). Однако буквально через день после того, как работы появились на стенах МЦИ, четыре из них уже обрели своего покупателя.Интересно, будет ли продана единственная ранняя работа – «Ферма дедушки», написанная (с едва заметным уклоном в кубизм) в 1914 году, которая «классического» Шагала, автора «Любовников», не напоминает ничем: золотисто-охристые тона, экономно наложенная краска и «бытовой» сюжет — мрачноватая чересполосица заборов.