После реконструции открылся знаменитый храм-музей

Общество

Сегодня после многолетней реставрации открылся знаменитый храм-музей, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – церковь Вознесения в Коломенском. Помимо того что храм теперь станет одним из основных пунктов экскурсионных программ, в нем будут проводить богослужения. Правда, не круглый год. По словам патриарха, их будут совершать «от Пасхи до Покрова», потому что в церкви для «соблюдения исторической правды» не предусмотрено отопления. Впервые стал доступным для посетителей и подклеть церкви – ее нижний цокольный этаж. Трехметровые стены этого уникального помещения, воссозданного в первозданном виде, хранят ауру тайн и легенд. По преданию, именно здесь была обретена в 1917 году икона Богоматери Державной, которая ныне находится в Казанском храме Коломенского. Теперь в подклети открыта выставка, рассказывающая об истории строительства церкви, которая была освящена 475 лет назад, и нынешней реставрации, длившейся 4 года. Василий III построил в честь рождения наследника – будущего царя Ивана IV Васильевича – церковь Вознесения на высоком берегу Москвы-реки. И этот холм стал для православных россиян символом святой горы Елеонской, где совершилось Вознесение Господне на небеса, тем более что от Коломенского до Кремля такое же расстояние, как от Елеонской горы до Иерусалима. Шедевр мировой архитектуры за долгую жизнь не раз перекрашивали, реставрировали или пытались реставрировать, но никогда еще за дело не брались так основательно, как на этот раз. – Мы ходим вокруг, смотрим и просто счастливы, что смогли это сделать, – сказала корреспонденту «ВМ» генеральный директор Объединенного музея-заповедника Людмила Колесникова. – Какая она красивая, какая летящая! Теперь не опасаемся, как прежде, что ее древний столп высотой в 62 метра может съехать с крутого склона. Геодезические и геофизические исследования, предшествующие и сопутствующие реставрации, показали, какими умницами были строители, придумавшие такую надежную конфигурацию основания. Речь идет о результатах ультразвукового анализа, которые позволили выяснить, что фундамент церкви оказался как бы зацеплен за склон благодаря сваям, вбитым под непривычным углом в сторону, противоположную склону. Специалисты говорят об удивительной «строительной хитрости». Кстати, выяснили, что искать под храмом легендарную «либерию», библиотеку Ивана Грозного, что ни один раз пытались сделать, бессмысленно. Здесь ее нет. А вот отвести от памятника грунтовые воды было необходимо. Когда это сделали, влажность в подклете уменьшилась в 10 раз, пришла в норму. К будущим службам установили резные алтарные врата и иконостас. Иконы были написаны в известной московской мастерской Сергея Филатова. Появилась в храме и 200-килограммовая люстра-паникадило диаметром 1,5 и высотой 2,5 метра. Ее изготовили современные испанские мастера по образцу XVII века. Храм всегда славился своей акустикой. Сильнейшее впечатление производят здесь духовные песнопения, сочиненные самим Иваном Грозным. Просто не верится, что такую музыку сотворил тот, за кем тянется мрачноватый исторический шлейф. – Духовная музыка будет и в будущем звучать в храме обязательно, – обещает гендиректор. – В наших планах проведение фестиваля «Русь певчая». Правда, фестиваль получится камерным, потому что при своей огромной высоте помещение здесь маленькое – на 40, максимум на 50 человек. Ведь, по сути, это домовая царская церковь.

amp-next-page separator