Как вершился суд в Древней Руси
У сегодняшних россиян накопилось много претензий к судебным органам. Но искать в нашей древней истории примеры того, каким “справедливым” может быть суд, весьма сомнительно.В старину, если дело было запутано и не имело “твердых свидетелей”, судьи предлагали судящимся разрешить спор в поединке на “майдане”. Это называлось “идти на судьбу Божию”. На Руси об этом упоминают документы XIII века, а в “Судебнике” Ивана Грозного указаны правила его проведения.В Москве “майданы” были на берегу Неглинной, возле храма Троицы на Полях, названного так из-за трех полян-“майданов”. Возле церкви был и майдан с вырытой канавой, где проводились поединки в “облегченной форме”, когда требовалось решение по не очень важным делам. Супротивники становились по краям канавы и, вцепившись друг другу в волосы, тащили на себя – кто перетягивал, тот и прав. А побежденный должен был перенести победителя на плечах через Неглинку.На майдане имущественное и общественное положение роли не играло, “ибо перед Богом все равны”.Когда участники процесса биться не хотели, но и мириться не желали, то могли выставить “наймитов”. Были профессионалы, которые неплохо этим зарабатывали… Первоначально главным оружием “полевщика” был “ослоп” или “остолоп” – боевая дубина. Позже бойцы стали облачаться в кольчуги, поверх надевали латы, на ноги – “ноговицы и наколенники”, на голову – шлем...В качестве оружия использовали кинжал с двумя остриями, копье с раздвоенным наконечником; за пояс затыкали топор… Серьезное это было дело – судиться на Руси! Наблюдали за поединком: окольничий дьяк, подьячий и “недельщик” – судебный пристав, который взимал пошлины. От судящихся выставлялись стряпчие, представлявшие их интересы, и “поручники” – свидетели и поручители.Только им разрешалось стоять у края поля, наблюдая за схваткой.Остальным это запрещалось, так как судебные поединки стали превращаться в зрелища, поглазеть на которые сходилась масса народа. Зрители бились об заклад, ставя на того или другого бойца; тут же крутились ворожеи, предрекавшие победу тому или иному поединщику. Предсказания делались “строго по науке”: “смотрели в рафли” – гадательную книгу или расчерченную доску. Вся эта суета ставила под сомнение идею “суда Божия”, а потому Иван Грозный в 1551 году изменил правила поединков, запретив приближаться посторонним к “полю” под страхом наказания.Сойдясь на “майдане”, бойцы бились до тех пор, пока один не признавал себя побежденным.Проигравший вносил “избяную поминку” – пошлину в судебную избу, а также “оплачивал услуги” команде судебных чиновников. Если выигрывал истец, то ответчик ему выплачивал “за понесенную обиду”.Если же “прав был” ответчик, истец оплачивал издержки и “поминки” судейским… Постепенно для служителей тогдашней Фемиды выгоды, приносимые “полем”, стали затмевать все остальные способы судопроизводства. Такой расклад стал разорительным для судившихся вне зависимости от того, кто оказывался “правым”. Недовольство росло, и, начиная с правления царя Федора Иоанновича, суд и расправу чинили уже не на “майдане”...