Фотопортреты с характером

Развлечения

И вот теперь можно взглянуть в лицо переводчице, посвятившей много лет жизни этому нелегкому труду. Правда, только на фотографии. Ее фото представлено на фотовыставке «Лики литературы» в Институте Сервантеса в рамках фестиваля «Фотобиеннале-2004». А снимки принадлежат Марио Мучнику – фотографу и издателю, который, собственно, и осуществил этот грандиозный проект знакомства испанских читателей с выверенным переводом русского шедевра.По профессии Марио Мучник – физик. Ученые занятия он оставил, переехав из Аргентины, где родился, в Европу – там он живет с 1954 года. И, по собственному признанию, «живет с камерой через плечо».Издательский бизнес сводил его с самыми разными писателями – выставка их фотографий сейчас проходит увидеть на выставке в Институте Сервантеса на Новинском бульваре. Писатели там есть знаменитые и не очень.Примерно половина из них нам, российским читателям, совершенно неизвестна. Но если вглядеться и в эти незнакомые лица, то талант фотографа позволяет разглядеть и в них характер и подчас даже место в литературе. Например, кто знает что-нибудь о перуанце Маурисио Васкесе? На фото он застигнут в момент неприятного удивления, и эмоциональность момента прекрасно передает и весь его темперамент. А испанская писательница с арабским именем Нурия Амат – это явно постановочная фотография: моложавая, красивая женщина, любезно улыбаясь, смотрит прямо в объектив, а руки – на клавиатуре включенного компьютера. На дальнем плане – дочь. Классический портрет автора популярных дамских романов. Все в порядке у этой писательницы – или, быть может, она очень хочет, чтобы так думали ее читатели…Но много фотопортретов и хорошо знакомых лиц. Великий Жан-Поль Сартр (между прочим, еще вполне молодой – Марио Мучник фотографировал его явно годы в шестидесятые, и как жаль, что под фотографиями на выставке отсутствуют даты). Философ-экзистенциалист снят за маленьким круглым столиком уличного кафе, пустым, на котором только фирменная пепельница от «Мартини»: он деловито взмахивает руками, что-то доказывая невидимому, оставшемуся за кадром собеседнику. Рядом фотография его жены, не менее знаменитой Симоны де Бовуар, сделанная в те же годы: писательница сидит в простеньком платье французской крестьянки, на коленях – дешевая, видавшая виды черная дамская сумка, и взгляд тоже по-крестьянски пристальный и строгий.А великий французский писатель Андре Мальро снят со спины. Здесь особенно ярко виден талант Мучника-фотографа. Главным действующим лицом этого фотопортрета являются… микрофоны на дальнем плане, хищно вытянутые, похожие на змеиные шеи. Лицо писателя обращено внутрь фотографии, зритель видит только его затылок, но это часть замысла: вот где не нужно никакой подписи – и так понятно, что снимок сделан в тот период, когда Андре Мальро был министром культуры Франции и часто выступал с официальными речами, что он сейчас и делает…Что и говорить, фотографии старые. Да ведь и Марио Мучник человек немолодой – он автор трех фотоальбомов, успешно разошедшихся в Испании: фотографировал и места, где приходилось бывать, и необычный Париж («красота безобразного в Париже» – так он сам определил тему).А третий альбом – попытка приглядеться с помощью объектива к деталям скульптур Микеланджело, казалось бы, известным до мельчайших подробностей со школьной скамьи. Так что и снимки, привезенные им в Москву, сделаны не вчера…Но как приятно нам, два десятка лет назад переболевшим латиноамериканской прозой «магического реализма», увидеть на фотографиях молодого, неудержимо курчавого, черноусого и белозубо смеющегося Габриэля Гарсия Маркеса – лениво развалившись на мягком диване, он с явным удовольствием слушает чью-то интересную историю…Или совсем юное, почти мальчишеское Марио Варгаса Льосы, снятое крупно, – сейчас он семидесятилетний, изысканный седой господин. А вот Хулио Кортасар в своих знаменитых темных очках в полщеки. Старик Борхес тоже есть – он скромно стоит в левом углу снимка, на фоне книжного шкафа со старинными корешками.Многими интересными наблюдениями делится с любителями современной литературы Марио Мучник, если вглядываться в его фотографии внимательно и вспоминать, какой персонаж таится в глубине чьих глаз – полковник Аурелиано Буэндиа, или, может быть… сержант Синцов? А если просто бумажный солдат? Да, посетителей выставки ждет неожиданный сюрприз – автор «Живых и мертвых», в России сегодня основательно подзабытый, тоже нашел свое место среди фотомоделей Марио Мучника.Константин Симонов очень похож на себя самого – с седым ежиком и трубкой во рту. Как похож на себя самого и Булат Окуджава – с мягкой улыбкой и дымящей в руке сигаретой он настолько живой и настоящий, что трудно припомнить снимок лучше.

amp-next-page separator