Как празнуют Новый год «у нас» и «у них»
Как у насВ России Новый год празднуется 1 января «по примеру всех христианских народов» по указу Петра I с 1700 года. Тем не менее, небольшие букеты из еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова только при императрице Александре Федоровне, супруги Николая I в 1817 году. Бывшая принцесса Шарлотта, которая была родом из Пруссии, ввела этот обычай, в память о своей родине, где елочки с горящими свечками были привычными с детства. Со временем тихое торжество в царской семье дополнили обычаем дарить на Рождество друг другу подарки. Их обычно клали у этой же елочки на столике. Но подарков было так много, что все они не умещались под миниатюрной зеленой красавицей. Так и мучились, пока однажды в зал дворца не привезли настоящую лесную красавицу - высоченную ель. На ней легко разместились подарки для всей царской семьи и детей. С тех пор елка на Рождество прочно вошла в моду среди придворных, а затем охватила и весь Петербург, и всю Россию. Тем более что в Зимний дворец было принято пускать на Рождество не только придворных, но и всех желающих разделить с царем святой праздник. Царская елка для императорских детей - была предметом всеобщей зависти, и примером для подражания. Но мало кто устанавливал ее у себя дома, обычно деревья, украшенные разнообразными деревянными игрушками, фруктами и конфетами красовались во дворах. временем украшение елки становилось семейной традицией, в которой участвовали дети и взрослые. Как правило, дерево радовало глаз лишь один день, потому что все сладкие украшения уплетала детвора, и «лысое» дерево попросту выбрасывали. Обычай украшать новогоднюю ель стеклянными игрушками вошел в моду в России в 1850 году. Тот год выдался неурожайным, поэтому привычные яблоки и орехи, которыми обычно украшали рождественские деревья, пришлось заменить искусственными. Их делали из ваты и стекла. Изготовлением стеклянных елочных игрушек занималась вся семья, по наследству передавая искусство стеклодувов и мастеров росписи. Кустари-одиночки делали такие игрушки прямо «на дому». Для производства они использовали нехитрые кружки - горелки, в которые плотно набивался фитиль. По нему из нижней емкости подавался керосин, а сжатый воздух, для создания высокотемпературного пламени, подкачивался из самодельных кожаных мехов. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов разной длины и диаметра. Со временем появились частные хозяева, которые в своих домах налаживали небольшие производства с наемными работниками, занятыми изготовлением мишуры, картонных фигурок, гирлянд и бус, выдуванием стеклянных игрушек и их росписью. Например, в столице до 1917 года было несколько таких кустарных мастерских, причем лучшие умельцы творили в Марьиной Роще. Изготовлением изделий из бесцветного стекла славились московские мастера, работающие в Голутвинской слободе. А КАК У НИХ? Обычай украшать елку на Рождество в европейских странах появился очень давно, но с первой половины XVII века, этот ритуал стал едва ли не обязательным. Причем издавна существовали канонические правила украшения «рождественского дерева». Верхушку ели непременно венчала Вифлеемская звезда. Горящие свечи означали суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные в средневековье вафли, напоминали о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия, а шары (раньше это были яблоки), олицетворяли запретный плод, который вкусили прародители - Адам и Ева. Так что, первые елочные украшения в Европе были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами. А в Париже, где прошел двенадцатый по счету аукцион дизайнерских елок, зеленых красавиц одевали лучшие кутюрье. Жан-Поль Готье сконструировал елку из шотландских мужских юбок «килтс». Франк Сорбье надел на елку шлейф от платья со звездами и полумесяцем. Дом «Диор» представил елку в виде одетого плющевого оленя и одел его во фрак, а также разукрасил гирляндами и игрушками. Дом «Кензо» повесил на свою ель электронные экраны с изображениями экзотических птиц. Соня Рикель, вспомнив свою юные годы, проведенные среди лондонских Панков, украсила елку такими мужскими символами, что данное этой модели название «детям до 16 лет запрещено было полностью оправдано. Всего было создано 70 дизайнерских елок, которые были проданы с аукциона. Рекордсменом стала ель дизайнеров Марите и Франсуа Жирбо, за которую заплатили 4 тысячи евро. Ель Франка Сорбье со шлейфом обошлась любителям изящного в 1600 евро, а «хулиганская елка» Сони Рикель – 1500 евро. Вырученные на аукционе 30 тысяч евро будут направлены на лечение детей, больных СПИДом. До 2 января смелые дизайнерские работы будут выставлены в министерстве культуры Франции. Причем, специальную ель для этого учреждения создал модный парфюмер Франсис Куркджиан – семиметровое дерево пахнет разными духами и снабжено динамиками, передающими приятную музыку. Из блокнота корр. ИТАР-ТАСС Михаила ТИМОФЕЕВА