«Свеча Рогальской» до сих пор неповторима

Развлечения

Энгелина Васильевна Рогальская – выдающаяся актриса цирка, заслуженная артистка России. Номера семейного циркового дуэта Энгелины и Евгения Рогальских, их конные трюки и пантомимы заставляли многотысячные аудитории восхищенно рукоплескать и на всех языках мира звучало: «Виват, Россия!» Многие спектакли этого дуэта до сих пор остаются непревзойденными – такие, как «Молдавская сюита» или «Русские колокола».И сегодня, хотя давно оставлен манеж, Энгелина Рогальская «в седле». Она член попечительского совета детского приюта при Свято-Николо-Шартомском монастыре, немало сил и времени отдает работе с детьми и подростками… На днях Энгелина Васильевна отметила юбилей… Сколько ей? Об этом женщину не спрашивают, но вот о жизни своей, судьбе цирковой она сама рассказала нашему корреспонденту.…Окончив Днепропетровское хореографическое училище, я отправилась в Москву – учиться на «Любовь Орлову», – в ГИТИС. Однако надо же было такому случиться: я опоздала на приемные просмотры... Помню, бреду, расстроенная, по Москве, ищу Трифоновскую улицу, где тогда студенческие общежития располагались. В руках – посылка из дома для моего однокурсника по Днепропетровскому хореографическому училищу, ставшего студентом Большого. А общежития-бараки – все на одно лицо. Захожу в первый – вокруг молодежь веселится: кто жонглирует, кто на «шпагате» сидит… «А зачем тебе Большой? – смеются. – Давай к нам!» Оказалось, что к ним – это в цирковое училище. А учат там – вот чудеса! – в том числе и тому, что я хотела освоить в ГИТИСе: музыкальной грамоте в первую очередь. Когда же мне новые знакомые продемонстрировали продуктовую карточку и стипендию (что для меня, девочки из Днепропетровска, было очень существенно), я решилась: эх, была не была… Не знаю, каким бы было мое амплуа, если бы не приехал в Москву руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.Посидел на наших репетициях, посмотрел, а потом вызывает меня и говорит: «Не знаю, какой актрисой вы будете в кино, но в цирке – единственной…» И пригласил в Ленинград во вновь создаваемую при цирке Конно-акробатическую студию – там решили восстановить номера, в которых некогда блистала знаменитая Эмма Яковлевна Труцци.Не скрою, я не сразу решилась менять свою жизнь. И к Москве, к друзьям уже привыкла. И мечта о ГИТИСе не покидала. Но коварный Венецианов подвел меня к лошади.«Садись!» – приказал. Лошадь взглянула на меня и… дрожь по телу! Говорят о любви с первого взгляда: «Искра пробежала». Это обо мне.Работа с лошадьми захватила меня. Я постигала секреты высшей школы верховой езды, это было прекрасно – общаться с красивейшими, благороднейшими созданиями. Кто ни разу не ощущал мягкого прикосновения губ лошади, бережно берущей с твоей ладони угощение, никогда не поймет, какой нежностью может переполняться сердце! Я репетировала свои номера, а параллельно репетировал мой однокурсник Женя Рогальский. Женька был талантлив, чрезвычайно трудолюбив, и номер у него получался изумительный.Впрочем, ему было в кого быть таким. Вышел он впервые на манеж… в четырехлетнем возрасте. Его отец – Эдуард Адольфович Рогальский – выдающийся мастер цирка, получивший орден «Знак Почета» из рук самого Калинина. Впрочем, зрители больше его знали как Викардо – Эдуард Адольфович взял себе творческий псевдоним по фамилии бабушки-итальянки.…Незадолго до выпуска мы поженились. В 1949 году выпустили первый номер с незамысловатым названием «Конный этюд», сразу став дипломантами конкурса артистов цирка. А 1 сентября, день свадьбы, на всю жизнь стал праздником из праздников.Смешно вспоминать, как на следующий день после регистрации в загсе, я, обидевшись на что-то, сгоряча разорвала пополам свое свидетельство о браке. Ничего себе, бурное начало. Но не оно, начало, всему делу венец. Пятьдесят лет мы прожили душа в душу, согреваемые любовью друг к другу.На манеже с нами работали три вороные лошади: Гонец, Барон и Ласточка. Спроси меня: кто самый любимый? Все дороги, все – «дети».Гонец – менее талантлив, но более трудолюбив. Нежная Ласточка особенно отзывается на ласку. И все без исключения чутко реагируют на наше настроение, на интонацию… Животные никогда и ни в чем не виноваты, даже если ненароком откусят фалангу пальца своей «мамы»… А с Гонцом и компанией нам пришлось расстаться в Болгарии. Гастроли наши оказались триумфальными – десятки тысяч зрителей нам аплодировали стоя. Тодор Живков, генеральный секретарь Болгарской коммунистической партии нас принимал и выразил желание поставить подобную программу на болгарской земле – настолько наша программа «Молдавская сюита» понравилась нашим братьям-болгарам. Тогда было принято едва ли не уникальное решение: подготовить за год новую смену «артистов», а опытную «труппу» передать в дар болгарскому цирку. Что и произошло.Лошадь, идущая на задних ногах по манежу, – давно не новость для зрителей. Но нам, артистам, хочется ведь большего! И мы замыслили создать элемент, который сначала казался фантастическим и невыполнимым.По нашей задумке, конь должен обходить арену на задних ногах, а на его спине буду возлежать я, да еще в обрыве, держась «за воздух».Главный риск в том, что соскользни наездница на ковер – неминуемо попала бы под копыта. Было страшно, конечно. Но Жене куда более жутко было со стороны созерцать наши па – во время номера он всегда был белый от напряжения.И все-таки кураж загонял это чувство в самый дальний уголок души, и мы работали. И затем сотни, если не тысячи раз исполняли этот, без преувеличения сказать, смертельный номер на аренах всего мира.А «свеча» совершенно официально получила мое имя – «свеча Рогальской». До сих пор никто не рискует ее повторить.Уж коли речь зашла о трюках, добавлю: свечу с обрывом я тоже исполнила первой среди наездниц.Во время наших гастролей на Острове свободы, как тогда все называли Кубу, случилась первая в нашей артистической карьере трагедия – гибель лошади. Мы потеряли Ласточку, очаровательное, ласковое создание… Нет ничего страшнее – видеть, как умирают дети, даже если «ребенок» – твоя лошадь, и быть не в состоянии чем-то ему помочь.…Мы отработали все намеченные выступления но и двинулись дальше, в Мексику. Легко сказать: Остров свободы находился в изоляции, доступ в нейтральные воды советским гражданам был закрыт… В конце концов, мы выбирались с Кубы самолетом, а животных спрятали в трюме корабля, до отказа набитого минеральными удобрениями… В Мехико мы прибыли, когда там встречали Юрия Гагарина. Непередаваема обстановка эйфории, ликовали все, от мала до велика, с энтузиазмом размахивая советскими и мексиканскими флагами. «Виво руссо!» – скандировали толпы людей.Мы познакомились с Гагариным – обаятельным, открытым, доброжелательным человеком. Космонавт, долетевший до звезд, оказался абсолютно лишен звездной напыщенности. Меня, с детства верующую, очень интересовало: что там, на небесах? Юра признался, что слышал голоса, но о подробностях не распространялся. Так или не так – теперь и не скажешь.Следующая «остановка» – Перу. В страну прибыли сразу после страшного землетрясения. Мы показывали свое мастерство на стадионе в Лиме, где обычно проводились корриды. Рядом горе, еще не зажили раны перуанцев, потерявших во время стихии своих близких, но трибуны переполнены. И мы отрабатывали выступление за выступлением, собирая овации. А в покрывшейся трещинами гостинице не рискнули поселиться: побаивались новых толчков и ночевали в стойлах, где перед корридой быки содержались.…Наконец, Бразилия. Только побывав в этой стране, начинаешь понимать, почему Остап Бендер так туда рвался и отчего там популярны белые штаны. Мы работали с удовольствием. Но впереди нас ждала Аргентина, выступления в которой сопровождались непредвиденными событиями.Не успели мы распаковать чемоданы и приступить к репетициям, как произошло покушение на советского торгпреда. Это происшествие невероятно переполошило местное население. Ничем не обоснованные подозрения превращали нас в злоумышленников и террористов… Тогда обеспокоенный импресарио, уже подсчитывавший убытки, договорился с центральным аргентинским телевизионным каналом и пригласил в студию Олега Попова… Не зря его называли «солнечным» клоуном, сумелтаки он растопить лед недоверия и недоброжелательства! «Какой же я террорист, – убеждал он публику, – если орден мне вручала сама королева Великобритании?» Так или иначе, но советские артисты очень быстро превратились из персон «нон грата» в желанных и любимых. Тем более что этому способствовало и высокое искусство.Эти совместные с Поповым гастроли навсегда сделали нас большими друзьями. С Олегом мы вместе проехали всю Южную Америку, дали выступления в одиннадцати городах. Чрезвычайно трудолюбивый и собранный, он на манеже творил чудеса.…Я работала с разными животными: лошадьми, собаками, медведями. И имею право утверждать: все животные талантливы. В разной степени, но все. А прирожденных артистов, что называется – милостью Божьей, среди них, как и у людей, – один на миллион. На своем веку мы встретили только троих таких: коня Малыша, медведицу Зинку и тигра Пурша укротительницы Назаровой. Уходят такие «исполнители» – прощай, аттракцион.…На манеже Малыш не работал, а творил. Где можно было увидеть в клоунаде лошадь? Только у нас и только в номере «Неоконченный концерт». Действительно, антре, в котором кроме белого и рыжего клоунов участвует конь, давно уже на манеже не осталось. Женя возродил утраченный жанр.Наряженная в белый воротничок, лошадь выглядит очень импозантно. «Малыш, говорят, ты был в буфете?» – грозно вопрошает белый – Женя. Тот мотает головой – отнекивается. «А ну дыхни!» – требует клоун. Тот послушно исполняет приказание… В конце концов дело завершается всеобщими объятиями и поцелуями, Малыш, неся в зубах бубен и ударяя в него передней и задней ногами, пляшет «Барыню». И вся троица под восторженные аплодисменты зала покидает арену.…Не понимаю, как можно расстраиваться, услышав в свой адрес определение: «Неуклюжий, как медведь».Конечно, дрессированные мишки не так грациозны, как лошади, но неуклюжестью они отличаются разве что в раннем детстве. И проворны, и сообразительны, и старательны! Как-то нам сообщили: во Владимирской области егеря нашли убитую медведицу, у которой остались крошечные медвежата. Срочно выехали туда… Смастерили им нечто вроде инкубатора – ящик, под которым постоянно грелась электроплитка, кормили по очереди каждые два часа. Постепенно перешли к дрессировке. Мохнатые смешные комочки – Степашка и Потапочка – вырастали в хороших артистов.А вот Зинка, она же Зина, а чаще Зиночка, попала к нам увальнем-подростком. Не знаю, каким ветром ее занесло в «живой уголок» пионерского лагеря, но на зиму лагерь закрыли, и ее отдали нам. Удивительно: эта медведица прямо-таки рвалась на арену. И медом не корми – дай поплясать перед зрителями. Но медом, а еще больше протертой малиной с сахаром, мы ее, конечно, угощали. Стакан перед выходом – и вперед. Уморительно было смотреть, как эта гора меха с невозмутимой физиономией пускается вприсядку, крутит пять-шесть обручей одновременно, пляшет «в разножку» – с одной лапы на другую перепрыгивает. А потом, удовлетворенная, с достоинством внимает аплодисментам, делает лапой «чао», кланяется и целует «маму» с «папой» – меня и Женю.Случилось так, что эта самая Зинка выступила вместе с нами … неофициальным послом Советского Союза в Ватикане.Мы были на гастролях в Италии, и вдруг нам передают приглашение Ватикана выступить перед папой римским… А ведь даже дипломатические отношения между государствами не были установлены – в этой ситуации потребовалось согласие высочайшего органа в советской иерархии власти – Политбюро ЦК КПСС. Советское посольство в Италии было построено «под ружье». И вот наш час настал.Папа Иоанн Павел отслужил мессу, благословил всех собравшихся, и на площадь перед собором вышли мы с Зинкой... Она отплясывала так, как будто это она, а не я окончила Днепропетровское хореографическое училище.Тысячи зрителей во главе с папой были потрясены увиденным. «Я рад, что вы своим искусством дарите радость людям», – обратился к нам порусски папа. В память о том дне – медаль Ватикана, которая впервые в истории этого государства была вручена советским гражданам. Вот она, передо мной, эта реликвия, аналогов которой в мире не так-то много: небольшая, бронзовая, с отчеканенным профилем папы на аверсе.…А творческая карьера Зинки продолжалась вплоть до ухода из жизни Жени.Дрессировщики знают: медведи умеют плакать. Как плачут лошади и собаки. Зиночка не пережила разлуки с «папой» – Женей, через два дня скончалась от разрыва сердца…[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕВалерий ШАПОШНИКОВ, депутат Мосгордумы:[/b]

amp-next-page separator