Реконструкция Большого театра идет нормально
КАК известно, переделывать что-то почти всегда труднее, чем создавать с самого начала. В особенности если речь идет о такой стройке федерального значения, как реконструкция Большого театра. Как опытный хозяйственник, мэр Москвы Юрий Лужков, принимая на себя ответственность за завершение строительства, не может не знать: спустя короткое время все забудут, что долгие четыре года правительство Москвы не имело никакого отношения к этой реконструкции. Более того, в свое время Юрий Лужков демонстративно покинул попечительский совет по реконструкции театра, так как этот орган был полностью лишен каких-либо рычагов, способных повлиять на ход строительства.Тогда мэр Москвы заявил: «Я не согласен с реконструкцией Большого театра и поэтому вышел из попечительского совета. Когда было принято решение реконструировать театр, то он был в лучшем состоянии, чем сейчас находится здание консерватории, требующее скорейшего завершения реконструкции». Возмущение городского главы вызвали сроки реконструкции и сумма, которую намеревались для этого выделить. «Лужков не доверяет объему финансовых затрат, которые были израсходованы на проект реконструкции, а саму смету реконструкции Большого театра находит завышенной», – сказал тогда пресс-секретарь мэра Сергей Цой.Время шло, за строительными лесами якобы велась активная работа... До тех пор пока осенью прошлого года не выяснилось, что из-за серьезной вероятности обрушения конструкций Большого театра может пострадать не только само здание, но и соседние – ЦУМ, здание Речфлота и дом Хомякова. Виной тому был гигантский котлован под театром, против рытья которого с самого начала выступал столичный градоначальник.По свидетельству первого вице-президента Российской академии архитектуры и строительных наук, профессионала в области создания подземных сооружений профессора Вячеслава Ильичева, в течение всей реконструкции одно нарушение следовало за другим. А основной причиной чуть было не случившейся катастрофы профессор считает то, что все эти годы здесь распоряжались подрядчики, никогда прежде не сталкивавшиеся со спецификой подземных работ.Стало понятно, что Большой театр могут спасти только неотложные меры. На самом высоком уровне государственной власти было принято решение: закончить строительство театра предстоит правительству Москвы. Исправляя при этом то, что «сотворили» до этого неумелые «реконструкторы».«Президент поручил нам эту стройку в надежде на то, что мы сумеем исправить допущенные ранее ошибки, – сказал Юрий Лужков. – Не хочу никого пугать, но здесь нужно немедленно завершать работы по устройству нормального фундамента. Сейчас здание стоит на временных опорах, которые не могут на 100% гарантировать его устойчивость».Впрочем, столичных строителей, накопивших гигантский опыт восстановления и воссоздания сложнейших исторических объектов, напугать не так легко. Достаточно вспомнить историю с усадьбой Царицыно. Напомним, что город получил в собственность государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» в обмен на здание бывшего музея Ленина, которое перешло в федеральную собственность. И только тогда появилась реальная перспектива завершения самого известного на то время российского долгостроя.Недавно министр культуры РФ Александр Авдеев заявил, что реконструкция Большого театра идет нормально. По его мнению, сроки реконструкции театра выдерживаются, «грамотные инженерные решения, энергия и руководящий кулак мэра помогли оживить стройку».Неужели в организаторских способностях Юрия Лужкова и возможностях столичного строительного комплекса кто-то сомневался тогда, когда принималось решение о реконструкции Большого театра? Жалко времени и денег, потраченных не на созидание, а на «конструирование» ошибок, которые теперь приходится исправлять Юрию Лужкову и московским строителям.