Гаражный кооператив снова становится популярным
СОЗДАННАЯ в 2004 году программа «Народный гараж» была призвана ликвидировать нехватку гаражных мест, но, к сожалению, до прошлого года она не давала каких-либо значимых результатов. Самым существенным препятствием ее реализации была процедура предоставления участков под строительство. В октябре 2005 года вступили в силу положения Земельного кодекса РФ о выделении земельных участков под строительство исключительно на конкурсной основе. Физические лица, выступающие соинвесторами строительства, естественно, не могли на равных бороться с другими участниками земельных торгов.Но поскольку острота гаражного вопроса за последние несколько лет не снизилась, мэр Москвы Юрий Лужков волевым решением выдвинул гаражный вопрос на первое место и сменил руководителя программы. В июне 2009 года был предпринят перезапуск гаражной программы. Новая редакция учла все недостатки первой версии. Теперь гаражи могут стать только собственностью автовладельца – никакой аренды, долгосрочной аренды и тому подобного. Учитывая, что рыночная цена гаража не имеет тенденции снижаться и в среднем составляет в Москве 850 тыс. руб., программа для участника в перспективе обернется еще и прибылью, или как минимум выгодным вложением денег. Опять же, по сравнению с коммерческими гаражами, цена видится вполне реальной – 350 тысяч рублей.Город не получает прибыли, стоимость гаражей определяется исключительно их себестоимостью, а не аппетитами застройщиков.Для ускорения реализации программы еще в апреле Юрием Лужковым был подписан временный порядок предоставления участков под гаражное строительство. Столичное правительство временно разрешило передавать землю в аренду, минуя аукционы, тем объединениям частных инвесторов, которые вкладывают средства в строительство гаражей.Важнейшее условие, о котором не устают напоминать городские власти, – это удобство расположения гаражных комплексов и в то же время отсутствие негативной реакции со стороны жителей. Эти вопросы призваны решать префектуры совместно с будущими обладателями гаражей – они договариваются таким образом, чтобы это устроило всех жителей. «Народными гаражами теперь занимаются все, начиная с управы и кончая префектом», – говорит глава стройкомплекса Владимир Ресин.Ликвидация ракушек – неизбежная мера, которая рано или поздно настигнет эти временные конструкции. Для владельцев машино-мест в сносимых гаражных кооперативах предусмотрено два варианта – либо денежная компенсация, которой хватит на покупку места в «Народном гараже», либо обеспечение места в новом паркинге.Не последним условием является схема оплаты нового машино-места. Средства соинвесторов находятся под многослойной защитой – никаких обманутых дольщиков и пропавших застройщиков. Оплата будет поступать не напрямую фирмам-застройщикам, а на открытый в банке счет, с которого строители смогут получить деньги лишь после того, как отчитаются за выполненный объем работ. К тому же, оплата производится поэтапно – сначала вносится 30% стоимости, и каждый месяц сумма, не превышающая 15% совокупного дохода семьи.Оказывается, что вполне известные механизмы вполне эффективно работают в новых условиях, причем дают очень неплохие результаты. В 2009 году более 70 тысяч москвичей написали заявления о желании участвовать в программе.Около 22 тысяч человек уже заключили договоры соинвестирования на сумму 7,5 млрд рублей. Городские власти не без оснований рассчитывают на существенное расширение программы в 2010 году – уже определено 423 участка, на которых планируется возвести 147 тыс. машино-мест.Узнать всю информацию о настоящих народных гаражах можно на специальном сайте – , где в том числе можно оставить и онлайн-заявку на конкретное машино-место.