Остановись, водитель, не будь жлобом!

Общество

ПОЛЗЕТ по городу вереница машин. И в каждой водитель восседает в гордом одиночестве. Почему бы им не объединиться хотя бы по двое-трое в один автомобиль – ведь все равно по пути! Сократились бы пробки, тратилось бы меньше бензина, выбрасывалось меньше выхлопов.На Западе такая добровольная коллективизация называется «карпул» (carpool). А что же у нас?Рядом с водителем обрисовывается отвратительный силуэт с усами и челочкой.Надпись гласит: «Когда ты едешь один, ты подвозишь Гитлера!» Такими плакатами пропагандировали карпул в США во время Второй мировой войны, когда был взят курс на экономию бензина, необходимого для фронта.Но придумали эту практику еще раньше. Австрийский публицист Эгон Киш рассказал в очерке «У Форда в Детройте» (1928 г.), как однажды промышленник перенес завод на новое место – и тысячи рабочих в одно утро проснулись за 10 миль от своих станков. С общественным транспортом в Америке трудно. Тогда более зажиточные пролетарии купили машины и стали за небольшую плату заезжать за коллегами.Возродился карпул в 1970-е гг., когда на Западе подорожал бензин, людям стало невмоготу от пробок и со всех сторон заговорили об ухудшении экологии.Появились даже агентства, подыскивающие попутчиков за деньги. В США на автострадах выделили специальные полосы для машин, в которых двое или больше пассажиров. Хочешь мчаться с ветерком – прихвати жену, соседа или подсади голосующего. Каждый 10-й работающий американец (в южных штатах даже каждый 7-й) ездит теперь в офис за компанию.По утрам менеджер Юля спускается в свой одинцовский двор, прогревает машину и ждет. Из подъезда вылетают, на ходу продирая глаза, две ее коллеги. Плюхнувшись на заднее сиденье, девушки дремлют до Переделкина, где водитель, обернувшись, обычно призывает коллективный разум на помощь: как лучше объехать пробку.– Вместе веселее, – объясняет свою доброту Юля.– Конфликтов в пути не бывает: девчонки понимают, у кого ключи от машины.Бензин оплачивают в складчину: девушки отдают «амазонке» 100 рублей в день. «На такси вышло бы раза в 4 дороже», – пожимает плечами пассажирка Лена.Вариант общественного транспорта не рассматривается – бизнес-центр, где работают подруги, находится ужасно далеко от автобусных остановок.Интересно, что на сайтах типа услуги карпула предлагают в основном мужчины. Я обзвонила, наверное, человек 30 – оказалось, до сих пор все «в поиске». «Побомбить» – это пожалуйста, найти попутчика на один раз для поездки в Тверь получалось, но ни у кого не сложилось устойчивого «симбиоза», чтобы каждое утро ехать на работу с одним и тем же человеком и каждый вечер закидывать его домой. Одна Юля за всех «отдувается». Почему же москвичи и подмосковные жители предпочитают «подвозить фюрера»?Может, надо сделать выделенную полосу для «коллективистов», как в США? Есть «выделенка» на Волоколамском шоссе, но она для автобусов. Планируется построить еще 10 – не пустить ли на них и карпулистов? – Наш приоритет – общественный транспорт, – качает головой Елена Крылова, пресс-секретарь столичного Департамента транспорта и связи. – Нечего личным автомобилям путаться у автобусов под колесами.А главное, наверное, все же психологический фактор. Автомобиль – личное пространство, где ты сам себе хозяин, для многих превратить его в такси – все равно что родную квартиру переделать в коммуналку. Да и подстраиваться под коллег не всегда приятно, особенно если за ними надо заезжать.Замешкался – оба опоздали, как потом в глаза друг другу смотреть? Американцам, наверное, проще – у них коллеги часто селятся компактно в одном «комьюнити» (микрорайоне). Правда, говорят, даже янки пытаются воспользоваться «выделенными полосами», не ущемляя своей свободы. Сажают на заднее сиденье надувную куклу – авось полисмен с обочины не отличит ее от человека. Не мы одни такие «несознательные»…[b]На заметкуГЕРМАНИЯ:ОРГАНИЗОВАННЫЙ АВТОСТОП[/b]В Германии очень развита система попутчиков, которая по-немецки называется Mitfahrgelegenheit – своего рода организованный автостоп.Сайтов, объединяющих попутчиков и водителей, в стране больше 10, но есть и безусловные лидеры.Каждый водитель заполняет на портале специальную табличку, в которой указывает, откуда и куда едет, когда и во сколько выезжает, на какой машине, где сажает попутчиков и сколько денег хочет за проезд. После чего оставляет номер своего телефона и ждет звонков от всех заинтересованных.Большинство попутчиков привлекает именно цена. При помощи «митфаргелегенхайт» доехать, например, из Берлина в Гамбург стоит 15 евро (на поезде – 68 евро), из Кельна в Мюнхен – 30 евро (на поезде – 127 евро).Зачем это нужно самим водителям? Скромная оплата попутчиками проезда дохода не приносит, зато полностью покрывает расходы на дорогой бензин. К тому же на сайтах уже много «регулярных рейсов», когда человек, например, работает в Берлине, а на выходные уезжает домой, скажем, в Бремен. Попутку можно найти по любому маршруту.Скептики осторожно относятся к такой услуге, считая путешествие с попутчиками делом небезопасным. Однако все водители зарегистрированы на сайтах, и можно отследить их «историю». Ну а сами водители могут указать в заявке, кого они бы хотели видеть рядом с собой в пути, например, мужчину или женщину. С июля прошлого года запущена и новая мобильная версия для телефонов.С апреля 2001 г. на портале mitfahrgelegenheit.de зарегистрировались более 1 млн пользователей. А каждый месяц администраторы сайта фиксируют в среднем 25 млн «кликов».

amp-next-page separator