Чужая среди своих

Развлечения

НАПОМНЮ: режиссер Сяолу Го получила за эту картину в 2009 году Гран-при (Золотой Леопард) на престижном МКФ в Локарно. Эта успешная копродукция трех стран (Франции, Великобритании и Германии) разительно отличается от экзотических и исторических фильмов из Китая, к которым привык отечественный зритель за последние 20 лет.Режиссер в основу своего дебюта положила собственные впечатления о жизни в Лондоне, где ей удалось быстро войти в литературный истеблишмент и издать роман «Краткий китайско-английский словарь любовников», ставший популярным.В картине альтер эго режиссера стала ленивая любительница гламура и других прелестей западной жизни Ли Мэй (хорошенькая, хотя и субтильная Хуан Лу). Ли претит однообразное существование в отдаленной провинции Китая в компании матери, уныло разводящей свиней, и отца-старьевщика.Она нехотя приглядывает за местными бильярдистами, флиртует с заурядными парнями и мечтает сбежать в город. Однако Чунцинская фабрика, куда она поступает на работу швеей, сразу отторгает нерадивых работников вроде нее. Ли оказывается в занюханном салоне красоты, где «гейши» не брезгуют предоставлять сексуальные услуги всем желающим. Местный авторитет по кличке Спайки («Гвоздь» в переводе) становится ее бойфрендом и некоей отдушиной. Он приобщает Мэй к выплескам спонтанной агрессивности. Но сублимируя в них свои нереализованные амбиции, она так и не избавляется от присущей ей анемии чувств.Смерть Спайки оставляет ее равнодушной, но позволяет туристкой отправиться в Лондон на деньги, которые он копил под подушкой. А там ее поджидает лишь работа «живой рекламой», пока она наконец не выйдет замуж за пожилого овдовевшего британца. Но и этот внешне благополучный мультикультурный брак не принесет ей душевный покой. Ее преследует страсть к разрывам. Поэтому она при первой возможности убежит к более молодому Рашиду – торговцу пиццой, выходцу из Индии. А в открытом финале мы увидим ее одиноко бредущей по дороге вникуда: беременной, но не потерявшей инстинкта выживания. В ее пристальном взгляде, обращенном к зрителям, читается не всепрощающая улыбка Кабирии, а всего лишь холодное любопытство и полное отсутствие жизненных иллюзий.Социальное отчуждение героини подчеркивают в фильме незаурядная музыка композитора Джона Пэриша и умелая операторская съемка Зиллы Бауза. Фильму присущ умелый монтаж и хороший по-европейски ритм, но разбиение странствий героини на главки с титрами кажется не всегда оправданным приемом, излишне литературным. Ли Мэй получилась типичным представителем современной китайской городской молодежи. Она не отягощена национальными традициями, обожает разные гаджеты и заезжий гламур, но при этом она слишком ленива и нелюбопытна, чтобы самой воплощать идеалы «мыльных опер» в быстро меняющейся китайской действительности.Мораль нехитра: очень пагубно влияют на восточную молодежь необратимые процессы индустриализации и вестернизации континентального Китая.

amp-next-page separator