Одежда и надежда

Общество

Сначала, то бишь на заре отечественного капитализма, мы отвернулись от отечественных обновок, потому как они, вопервых, были ввиду отсутствия конкуренции в СССР в основном непрезентабельными, немодными – кондовыми. Во-вторых, очень хотелось импорта, а его было мало, да и тот – исключительно made in «страны социалистического лагеря». Что вы, вещичка, сработанная в ГДР или Венгрии, уже представлялась писком моды.В-третьих, в начале девяностых годов российская легкая промышленность просто рухнула и в страну хлынул долгожданный импорт, по большей части китайский.Нынче государство всетаки решило, что легпром надо возрождать. Свою лепту в этот процесс решили внести и милиционеры.МВД предлагает весь изъятый у контрабандистов товар, а также контрафакт, обнаруженный в подпольных пошивочных цехах, не передавать в стоковые магазины и прочие «секонд-хенды», а безжалостно сжигать.Сколько вы потратили на одежду в этом году? И на какую именно? Вот, например, согласно исследованиям компании MAR Consult, в настоящее время на «прикид», включая и «лапоточки», жители крупных городов тратят в среднем 6,5 тысячи рублей в месяц. Причем ежели треть опрошенных россиян предпочли ужаться в этом посткризисном году, то 26 процентов из них, напротив, решили шикануть и приодеться, потратив на одежду больше, нежели год назад. Но вот скажите, пожалуйста, вы встречали и уж тем паче покупали кофточки или брюки с отечественным лейблом? А? Ведь, скажем, в московских бутиках наткнуться на красочную этикетку с названием фирмыпроизводителя на русском языке почти невозможно.А вот в кондуите, предвещающем текстильщикам и швейникам светлое будущее – «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года», разработанном Министерством промышленности и торговли, сообщается, что в нашей стране действует 14 тысяч специализированных крупных, средних и малых предприятий данной отрасли, причем 70% из них – градообразующие.Обслуживает легпром 15 профильных НИИ. Одеваютобшивают нас с вами 462 тысячи человек. А мы носим китайскую и, у кого денег побольше, европейскую амуницию. Отечественная одежда на нашем рынке занимает в денежном выражении не более 15 процентов.Львиная доля рынка, несмотря на заметное снижение в 2009 году, за Китаем – 51 процент, 15 процентов – у турок, 6–7 – за итальянцами.Собственно, никто и не спорит. В минпромторговской «Стратегии…» указывается: «Потребности населения в модных товарах удовлетворяются в основном за счет импорта. Доля отрасли в общем объеме промышленного производства страны – менее 1 процента». Хотя в 1991 году легкая промышленность давала 12 процентов объема отечественной индустрии.Примерно так же, как и в США, Германии, Италии. Но в этих странах данные пропорции сохранились, а в России швейная и текстильная промышленность в начале 90-х годов прошлого века чуть ни «вмерла». Любопытно, активно восстанавливаться легпром начал после дефолта 1998 года. Рубль тогда столь сильно подешевел, что отечественные ткани и костюмы стали временно конкурентоспособны.К примеру, «темпы прироста производства всех видов тканей к уровню преды дущего года в 2000 году составили 20,9 процента, в 2001-м – 12,7, а в 2004-м уже не только не выросли, но снизились аж на 4,4 процента».Итак, нас с вами одевают китайцы, турки, итальянцы. Что ж такого, в конце концов, ведь, например, крупнейший в мире импортер одежды вовсе не Россия, а самая богатая страна в мире – США. Янки поглощают треть мирового «шмоточного» импорта, Германия – 11, Япония – 9.Это верно. Но ведь и значительная часть одежды, производимой российскими фирмами, шьется все в том же Китае. Сейчас пошел некоторый отток: местные рабочие хотят получать за свой труд больше, себестоимость производства растет. Однако, возвращая заказы из Китая, отечественный бизнес не спешит размещать их в России, а ищет более «экономичные гавани» – Вьетнам, к примеру, Белоруссию. А нашей стране очень важно возродить собственную легкую промышленность: это и рынок труда, и потребитель отечественного сырья. «Стратегия…» предполагает через десять лет увеличение доли отечественных товаров, произведенных легпромом, на российском рынке до 50 процентов.Но ведь насильно заставить покупать российскую одежду вместо китайской невозможно, она должна стать конкурентоспособной и по качеству, и по цене. Между тем почти все машиностроительные предприятия, выпускавшие оборудование для текстильных и швейных фабрик, нынче в России закрыты.Стало быть, нужно покупать дорогостоящие импортные станки, запчасти. А модернизация на первых порах делает продукцию лишь дороже.По данным Минпромторга, только в техническое перевооружение легкой промышленности нужно вложить в ближайшие десять лет не менее 300 миллиардов рублей.Общеизвестно также, что на Запад Китай поставляет одежду отменного качества – кто же у них там будет покупать всякий хлам? Но множество отечественных вороватых коммерсантов заказывают в Поднебесной ширпотреб с лейблом «подешевле». А потом еще эти бросовые шмотки провозятся в страну контрабандным путем. Вспомните легендарный Черкизон – закрытый властями чуть более года назад Черкизовский рынок, крупнейший в Европе, кстати сказать.Обороты этого рынка оценивались в 15–20 миллиардов долларов. Контрабандных товаров, принадлежащих в основном китайским коммерсантам, обнаружили на 2 миллиарда «зеленых», закрыли несколько подпольных швейных цехов. Ни на одном внутреннем рынке нет такой колоссальной доли контрабанды и контрафакта, как на рынке одежды и обуви. По оценке министра промышленности и торговли России Виктора Христенко, она составляет 41 процент! Компетентные органы утверждают, что «жульнического» ширпотреба на российском рынке свыше половины.До сих пор конфискованная у контрабандистов одежда передавалась в стоковые магазины и разного рода секонд-хенды. Наверное, вы обратили внимание и на магазинчики «таможенных товаров», специализирующиеся на реализации конфиската.Баста – решили в МВД. Милиционеры предлагают внести поправки в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений и все контрабандные шмотки уничтожать. На это они просят 40 миллионов рублей из бюджета. По сведениям Росимущества, занимающегося реализацией конфиската, сейчас на складах хранится до 4 тысяч тонн изъятых у мошенников товаров. Дойдут ли они до своего покупателя или их сожгут, а то и захоронят без почестей? Кстати сказать, необходимость уничтожения контрабандных товаров в МВД, кроме прочего, объясняют и желанием подсобить российской легкой промышленности, так сказать, отвадить «серых» конкурентов. И всетаки непонятно, зачем уничтожать вещички, если они неплохого качества и неопасны для здоровья? Жалко же – вещи-то дешевые.А отечественным швейникам и текстильщикам нужны инвестиции, недорогая аренда производственных помещений, современное оборудование. В этом случае лучше пойти стандартным рыночным путем – как все.

amp-next-page separator