Маленький гигант большого смеха
Интервью с Геннадием Викторовичем возможно, – сказала мне черная трубка. – Но у вас будет не более пяти минут. Либо до концерта, либо после.– Конечно, – воскликнула я.Желание поговорить с самим Хазановым не поддавалось описанию. В Галерею Шилова (где должен был состояться концерт народного артиста России) мы пришли заранее – вдруг повезет? Звезды улыбнулись нам на сей раз – Геннадий Викторович приехал.– Он уже пошел смотреть зрительный зал на четвертом этаже, ведь у Александра Максовича ему не доводилось еще выступать, ждите, – обнадежили нас.И вот заветная дверь зала немного приоткрылась, нам дали нетерпеливую отмашку рукой.Королевская вежливость Хазанова покорила с первых минут:– Давайте сядем, так нам будет удобнее разговаривать. Вам лучше, чтобы мы сели в зале или за столом? – это уже вопрос к фотографу.[b]– Геннадий Викторович, выделите, пожалуйста, главные объекты сатиры нынешнего времени.[/b]– «Сатира нигде не может сдать экзамен. В экзаменационной комиссии сидят ее объекты» – такую фразу обронил когда-то польский философ и сатирик Станислав Ежи Лец.Ну а если откровенно, то эта тема для меня давно уже стала неинтересной. Такого будущего, как было прошлое, у нашей сатиры уже не будет никогда.– Тема любви, человеческая природа, дефицит человеческого тепла. Жизнь, смерть. Неверные или спорные с точки зрения ценностей человеческие ориентиры.Так уж сложилась моя жизнь, что, страстно желая добиться популярности, известности, я, взяв эту высоту, остановился и задал себе откровенный вопрос: это все, что тебе хотелось? И как это оказалось манко, но мелко!– Нет, нет, не ждите, я не стану кокетничать. Сказать, что мне хотелось, чтобы все это исчезло, – чистое кокетство.Но желание часто остаться в тишине, одному, без комплиментарной пыли и пены, которую многие воспринимают как био- и психостимулятор. А мне же во всем этом – неинтересно.– Я скажу, пожалуй, нескромную вещь. Я практичес ки не бываю один, потому что все время разговариваю с самим собой. И так приятно беседовать с умным человеком! Поэтому скучно мне не бывает. Не скрою, порой этот человек меня удивляет, случается, что и утомляет. Но жить без него я не могу.[b]– Вы довольны положением дел на отечественной эстрадной «кухне»?[/b]– Я на эстраде не работаю. Потому что работать негде: эстрады как таковой нет. То, что сегодня есть в наличии, называется шоу-бизнес. Существует телевизионное пространство, и если раньше люди попадали на телевидение через сцену, то сегодня люди на сцену попадают через телевидение.Сама система, по которой функционирует телевидение, не скрывая говорит о том, что оно заинтересовано в том, чтобы, затратив минимум средств, максимально больше заработать лично. Мне рассказали, как складывается жизнь на телевизионных каналах. Они, как правило, прибегают к помощи компанийпроизводителей, которые получают деньги от телевизионного канала, от производства той или иной программы.Дальше какую-то часть суммы люди, работающие на телевизионных каналах, забирают сразу. Это называется затертым словом «откат». То есть люди торгуют телевизионным пространством. Не создавая продукта, а только за то, что они владеют этим, имеют возможность, так сказать, зарабатывать деньги. А вообще-то это не заработок! Это просто спекуляция пространством! Если называть вещи своими именами. Так вот. Производящая компания с остатком денег должна сделать некий продукт.Поскольку производящая компания должна какие-то деньги заработать – она заинтересована в том, чтобы избежать необходимости платить тем, кто участвует в создании этого проекта. То есть творческой части народа на TV. Поэтому-то на телевидении сложилась такая история: зарабатывают деньги все, кроме тех, кто принимает участие в этих передачах.Я не говорю, что это стопроцентная вероятность. Но почти… Поэтому я и еще несколько человек сказали: мы не будем забесплатно работать, не хотим! Так вот, мне объясняют на телевидении: мы им не платим только потому, что с нашей помощью этих людей начинают приглашать на корпоративные выступления, где они получают большие, а по сравнению с основным населением – громадные деньги. Эти деньги не обеспечены ничем, кроме медийной узнаваемости!– Я могу назвать несколько фамилий. Ваня Ургант – человек уникального дарования.Поэтому сегодня на корпоративные вечера в качестве ведущих (а другие разговаривающие там вообще не нужны, только – певцы, певицы, и он – ведущий!) приглашают только людей, засвеченных на телевизионном пространстве. Они могут вести погоду, моду или что-то еще… Не важно, главное – медийное лицо! Медийное лицо приходит, ему дают список, сначала Иван Петрович скажет слово, потом Марья Ивановна вместе с Антониной Васильевной споют дуэтом. Причем медийное лицо читает это все по бумажке! И так поступают все ведущие! Вы кого-нибудь увидите из этих лиц без текста, без папочки под мышкой?!! Такого не может быть! Если увидите – значит, у вас неправильный экран.Потом абсолютное исчезновение профессии конферансье, она существовала в мое время.Напоминаю: конферансье – это человек, который вел концерт. А он, надо заметить, состоял из разных жанров. Я с трудом себе представляю, чтобы конферансье выходил с папкой и шутки читал по бумажке! Абсолютная депрофессионализация![b]– В вашей творческой биографии есть одно имя – Леонид Утесов.[/b]– Я испытал на себе его теплоту. Даже уговорил Утесова стать моим свидетелем на свадьбе. Думаю, в желании этом, как у медали, имелись две стороны. Одна – продемонстрировать собственную значимость: посмотрите, у меня свидетелем – сам Утесов! А с другой стороны, я был откровенно влюблен в Леонида Осиповича. Просто почеловечески.Мне не довелось видеть Утесова на сцене. Когда я пришел работать в его оркестр конферансье, он уже перестал выходить на сцену. Причина? Возраст, нервы, давление. И как итог – смерть на сцене. А Леонид Осипович панически боялся умереть на сцене. Хотя мне кажется – это же прекрасная смерть для артиста! Повторюсь, на сцене мне Утесова видеть не довелось.Зато я получил нечто большее – уроки человеческой мудрости. Что же касается глубины познаний – ничего про это не могу сказать, Утесов был человеком интуитивно глубоким, что свойственно большим талантам. А вот насколько Леонид Осипович был образован – мне судить трудно. Но в определенную минуту я понял – артисту образование не обязательно.– Если говорить откровенно, то чем больше артист нагружает свой мозг, интеллект, или если у него развивается, как сейчас говорят, «ай кью», я думаю, он начинает испытывать большие проблемы. Потому что актер – это, собственно, нечто производное. Точнее, вторая производная после драматургического материала и режиссерской функции, если перейти на математический язык.Только на эстраде оставалась возможность каким-то образом конвертировать свои знания в сценическую жизнь.Это вовсе не похвала глупости, которую я произношу. Просто артист – в идеальном варианте – это пластилин, которому лепящий режиссер задает форму.Меня это никогда не могло устроить! Почему это я должен быть пластилином в руках режиссера, который должен отвечать за мою собственную судьбу? Наверное, это связано с моими человеческими недостатками, я не приемлю насилия. А режиссер, что бы ни говорили, – разновидность насилия. И он добивается твоего согласия в виде сотворчества.Если же актер начинает присваивать себе то, что предлагает режиссер (такое многократно случалось в истории нашей сценической культуры), тогда получалось хорошо. Иначе – механические апельсины.Или роботы, воспроизводящие лучше или хуже программу, которую в них вкладывает режиссер. Мне никогда это не было интересно.– Может ли молодой человек добраться на эстраду благодаря силе своего таланта? Хороший и коварный вопрос одновременно. Потому что первое желание возникает – сказать: «Нет такой возможности». Потом я понимаю, что это не совсем так.Я вообще очень верую в судьбу. И если человеку на роду написано – значит, все произойдет.А если нет – то никогда не случится, что бы человек ни предпринимал. Даже если это человек большого дарования и в силу определенных причин не получил возможности раскрыться – значит, так сложились обстоятельства, значит, не судьба ему было раскрыться…[b]Досье «ВМ»[i] – артист эстрады, театра и кино.Родился в Москве.Окончил МИСИ имени Куйбышева, Государственное училище циркового и эстрадного искусства.С 1997 года руководитель Московского театра эстрады, народный артист России.Играл в моноспектаклях «Очевидное — невероятное», «Масенькие трагедии», «Вчера, сегодня, завтра», «Избранное», «Чужие юбилеи».В качестве театрального режиссера дебютировал работой «Мелочи жизни».Снялся в фильмах: «Маленький гигант большого секса», «Полицейские и воры», «Тихие омуты», «Приключения солдата Ивана Чонкина», «Приказано уничтожить!»Озвучивал мультфильмы «Кот Леопольд», «Возвращение блудного попугая».Имеет награды: орден Дружбы народов, Государственную премию, ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней.[/i][b]Депутат Мосгордумы Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ:[/b]– Я фаталист. И, честно говоря, спокойно отношусь к судьбе. Как сложится, так и сложится – все в воле Божьей, как он распорядится.Думаю, мне необходимо закончить еще много самых разных дел. Например, что касается строительного законодательства, разобраться в некоторых социальных проблемах. После этого надо будет подвести итоги своей 20-летней работы в Московской городской думе. Как дальше сложится – не знаю, однако промежуточный итог своей деятельности пора подводить. Это моя главная на сегодняшний момент линия.– Я понимаю, что речь идет о глобальных целях, которые мы ставим перед собой в своей жизни.Помимо этого, у нас бывают цели на каждый день, на неделю или на год, но это немного другое.Цель, которая стоит передо мной сегодня, как можно больше принести добра людям, как можно больше реализовать возможности, которые мне предоставила жизнь в качестве депутата. Я имею в виду помощь людям.Я придерживаюсь принципа: если прожил день и не сделал добра, значит, этот день прожит зря. Ведь можно помогать людям поразному: где-то советом, где-то делом, где-то своим плечом. Человек должен творить добро, тогда его жизнь становится интересной и ценной. Ты чувствуешь, что живешь не зря, что приносишь пользу не только людям, но и главным образом пользу себе, своей душе, ты растешь над собой. Такую цель я и ставлю для себя – каждый день расти, принося пользу обществу.Человек приходит в этот мир, чтобы вырасти до той высоты, которую ему предназначил создатель. А растешь над собой, когда каждый день преодолеваешь трудности и при этом все-таки добиваешься помощи людям.– Сегодняшнюю линию своей жизни я бы обозначила следующим образом – в ней всегда должна быть положительная динамика. Я имею в виду динамика, связанная с развитием себя как личности и с точки зрения самообразования, и с точки зрения удовлетворения от работы – вообще от того, чем ты в жизни занимаешься. Как раньше говорилось: «Ни шагу назад».Другое дело, что позитивное движение вперед должно быть последовательным. И должно идти параллельно. Допустим, что касается развития себя как человека, который состоялся в науке. Это защита одной диссертации, потом другой. Если говорить о работе в Московской городской думе – здесь, конечно, действует система накопительных ценностей. Когда оглядываешься назад и видишь результат того, что было сделано, какую пользу принесла людям. Назовем это «эффектом добрых дел». Если говорить о семейной жизни – это воспитание и развитие своих детей. Пока они молоды, очень важно, чтобы у них была цель, чтобы они стремились к ней и добивались ее самостоятельно.– Насчет главной линии в жизни – в этом вопросе я солидарен с героем булгаковского произведения – Воландом. Он говорил, что человеку планировать что-то в жизни достаточно смешно, потому что не все в его руках. И надо признать, сама жизнь это подтверждает.Наше поколение, например, родилось в одном государстве, через какое-то время это государство стало другим. Сначала мы изучали одни предметы и дисциплины, начиная с истории КПСС и заканчивая отраслями советского права.И потом все законодательство поменялось, стало совершенно другим. Поэтому я всегда в своей жизни руководствовался понятными человеческими принципами, в том числе которые изложены в Библии: не убий, не укради… и так далее.Пожалуй, я бы не стал говорить о том, что у меня есть глобальная линия изменить мир. Однако, как мне кажется, есть эффективный способ – достаточно просто быть порядочным человеком, добросовестно выполнять свою работу и возложенные на тебя обязательства. В этом случае генеральная линия нашей жизни сложится сама.[b]Депутат Мосгордумы Анатолий ПЕТРОВ:[/b]– Я вижу свою сегодняшнюю цель в том, чтобы продолжать быть активным и полезным для общества человеком. Как поется в старой комсомольской песне: «Пока я ходить умею, Пока глядеть я умею, Пока я дышать умею, Я буду идти вперед!» Эти слова для меня всегда были свое образной путеводной звездой, под которой я хожу.Я всегда ставил перед собой цель – приносить пользу обществу. А благодаря своему положению в Московской городской думе и сообществу единомышленников мы можем это делать. Я назвал сообществом, потому что не люблю слово «команда», как часто всех нас называют. Это действительно сообщество единомышленников, которые объединились вокруг первого лица города.Мы должны продолжать работать. Признаться честно, я не представляю, как иначе можно жить. Просто существовать, сидеть на пенсии, и смотреть в окошко – я не вижу в этом смысла. Во всяком случае, такая жизнь не для меня. Я всегда был экстремалом, оставался активистом и любил работать. Я понимал, что если есть возможность, и ты можешь помочь городу – надо помогать!