Градостроительные истории Моспроекта
Великая утопия построения нового мира выразилась и в градостроительной идее «образцового коммунистического города», «города счастливых людей», коим должно было стать Москве. Для ее воплощения в 30-м году была создана проектная контора «Моспроект» ( с 1951 по 1993 г. – Управление по проектированию жилищногражданского и коммунального строительства «Моспроект-1», с 1993 г. – Открытое акционерное общество по проектированию градостроительных ансамблей, жилых районов, уникальных зданий и сооружений «Моспроект»).У истоков создания «Моспроекта» стояли великие мастера, чьи имена вошли в историю мировой архитектуры ХХ века, — И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, Н. Д. Колли, К. С. Мельников, А. Г. Мордвинов, Б. М. Иофан, П. А.Голосов. Работы зодчих Моспроекта коренным образом меняют облик центра столицы. Строятся здания Госплана, гостиницы «Москва», создаются комплексы ЦПКиО им. Горького, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, благоустраиваются Сокольнический и Измайловский парки, воздвигаются мосты через Москву-реку. В 1947 г. Совет Министров СССР принимает решение о строительстве в городе 8 высоток, «пропорции и силуэт которых должны быть оригинальны по архитектурно-художественной композиции, увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и с силуэтом будущего Дворца Советов». И вознеслись ввысь сталинские «колоссы», символизирующие величие и мощь новой системы. Дом на площади Восстания (арх. М. Посохин, А. Мдоянц), здание МИДа на Смоленской площади (В. Гольфрейх, М. Минкус), Министерство транспортного строительства у Красных ворот (Б. Мезенцев, А. Душкин), гостиницы «Украина» (А. Мордвинов, В. Олтаржевский), «Ленинградская» (Л. Поляков, А. Борецкий), здание на Котельнической набережной (Д. Чечулин, А. Ростковский) и сегодня являются «визитной карточкой» Москвы.Триумфальная символика сталинского «неоклассицизма», возврат к архитектуре без излишеств, знаменитые «хрущевки», типовые «спальные районы», — все это летопись Моспроекта. Здесь по велению времени создавалось и то, что сегодня мы называем издержками социалистической реконструкции, и произведения бесспорно выдающиеся, вошедшие в сокровищницу мировой архитектуры.В творческом содружестве архитекторов, инженеров, конструкторов создаются новые жилые районы, уникальные здания, разрабатываются проекты реконструкции исторической застройки.Москва строится и преображается на глазах. Новое время, предоставив зодчему большую чем когда-либо степень свободы творчества, требует от него и поиска новых архитектурных форм. Яркий пример композиционно-градостроительного подхода к проектированию зданий в сложившейся городской застройке являют собой гостиница «Рэдиссон Славянская», комплекс зданий торгово-делового центра на Смоленской площади (м.14, руководитель — заслуженный архитектор РФ В.П. Соколов); элитный жилой комплекс на Краснопролетарской ул. (м.3, руководитель — заслуженный архитектор РФ Р. Г. Кананин). Разработан великолепный проект реконструкции хлебозавода на Валовой улице, отмеченный дипломом конкурса «Лучшие произведения архитектуры 98—99 гг.» (м.13, руководитель — заслуженный архитектор РФ В. В. Степанов). Прекрасный образец нового комплексного жилищного строительства в густо застроенных центральных районах столицы – Комплекс на Зоологической улице (м.16, руководитель — заслуженный архитектор РФ А. М. Половников).Украсили столицу жилые дома в Стрелецком и Протопоповском переулках (м.2, руководитель – архитектор И. М. Коробков), элитный жилой дом на ул. Вересаева (м.14) и Валовой улице (м.13).Великолепным примером «корректного диалога» новой архитектуры с исторической средой стали работы 22-й мастерской (руководитель — Народный архитектор РФ А. Д. Меерсон) — жилой дом в Весковском переулке и офисные здания в Южинском переулке. «Архитектурной симфонией» называют административный комплекс на Разгуляе (м.16). Символ нового времени, «Комплекс века информатики» — красавец-гигант «Газпром» украсил центральную часть Юго-Западного округа (м 12, руководитель – заслуженный архитектор РФ В. И. Хавин). Эта работа была отмечена Дипломом СА России. Интересны по своему композиционному решению здания Сбербанка (м.11, руководитель — заслуженный строитель РФ Б. С. Месбург) и Промстройбанка (м.20, руководитель – заслуженный архитектор РФ Ю. А. Кубацкий). Архитектурный шедевр — здание Налоговой инспекции на Большой Тульской (м.13). Образцами районов будущего тысячелетия стали Новая Олимпийская деревня (м.15, руководитель — заслуженный архитектор РФ С. В. Миндрул), жилой квартал «Синяя птица» (м.11). Это далеко не полный перечень архитектурных ансамблей Моспроекта, которые украсили собой Москву за последние несколько лет.Моспроект — это единый, хорошо налаженный «механизм», способный комплексно осуществлять гигантскую работу. Во многом это объясняется тем, что у «пульта управления» им стоят профессионалы высокого класса. Руководит коллективом заслуженный архитектор РФ, профессор Международной академии архитектуры, лауреат премии Совета Министров СССР Владимир Вячеславович Стейскал.()Моспроект сегодня — это 15 архитектурных мастерских и 16 специализированных отделов, где ежегодно разрабатывается документация для полутора тысяч объектов. У нас большой коллектив — 1500 человек. В прежние времена он насчитывал около 3500. Но новые условия работы, строительная конъюнктура и самое главное — компьютеризация процесса проектирования — позволяют нам выполнять примерно тот же объем работ, что и 10 лет назад, при значительно меньшем штате сотрудников. Самое главное наше богатство – это кадры. У нас работают высококвалифицированные специалисты всех областей – архитекторы, инженеры, конструкторы, специалисты по сантехнике, электрике, связи. Поэтому все элементы, необходимые для функционирования здания или градостроительного комплекса, мы способны проектировать собственными силами, без привлечения субподрядчиков.— В сороковых-пятидесятых годах все мастерские Моспроекта были закреплены за определеннымирайонами.Каждая из них проектировала для определенной территории и осуществляла полный контроль за ней. В последнее время такой жесткой привязки к районам нет. Мастерские могут работать на любом участке, но мы стараемся сохранить связи руководителей мастерских с префектурами. Распределение работы по мастерским ведется в основном с учетом зональных принципов, потому что у нас работают люди, которые хорошо знакомы со спецификой того или иного района.— Конечно, административная работа вынуждает меня ограничивать свое авторское участие в проектах. Как автор я сейчас работаю на небольшом количестве объектов. Моя главная задача – максимально организовать работу мастерских, обеспечить их исходной документацией и создать условия для творчества. А в сам творческий процесс стараюсь вмешиваться как можно реже. Я считаю, что руководитель проектной организации прежде всего должен сосредоточить свое внимание на обеспечении процесса проектирования, на максимальном улучшении его качества и обеспечении коллектива достойной заработной платой.— Заказчики у нас разные — это и крупные инвестиционные компании, и предприятия, которые сохранили еще старую систему заказчиков. В последнее время доля ведомственных заказов сократилась, городских же, напротив, значительно возросла. Львиную долю работ мы выполняем по заказам Комплекса перспективного развития города правительства Москвы. Несмотря на то, что Моспроект является акционерным обществом, казалось бы, самостоятельная единица, мы тесно связаны с Комплексом. И эта работа приносит нам взаимное удовлетворение, портфель наших заказов полон всегда. Конечно, нам бы хотелось, чтобы и сроки устанавливались не такие жесткие, и оплата нашего труда была повыше. Сегодня стоимость проектных работ по муниципальному жилью составляет 1,73 от стоимости строительно-монтажных. А ведь зарплата проектировщика, сроки и качество проектирования – вещи взаимосвязанные. Тем не менее постоянный контроль за качеством проектирования и строительства, осуществляемый Комплексом, безусловно, дает свои ощутимые результаты.— Основной процесс, характерный для архитектуры Москвы, – поиск образа, стиля, характера построек. Современное здание — это сложный технологический комплекс, появилась масса инженерии, которой раньше не было. Но очень важно, на мой взгляд, чтобы «техно» не «задавило» архитектуру. В свою очередь, и архитектура не должна быть самодовлеющей, противоречащей технологическим и функциональным требованиям к тому или иному зданию. Но образ города, в котором мы живем, хотим мы того или нет, должен быть отражен в тех постройках, которые мы создаем. Ведь в конечном итоге ансамбль гораздо важнее, чем отдельный объект. Поиск характера архитектуры Москвы еще не закончен, он будет продолжаться.— Возможностей стало больше. Раньше-то и серий полносборных домов было немного. Когда-то мы одной только 515-й серией вынуждены были застраивать крупный микрорайон. И конечно, создать приличную архитектуру застройки было невозможно. Сегодня палитра домов расширилась, но все равно сделать интересные градостроительные ансамбли одними только полносборными домами — задача не из легких. Но все-таки в некоторых районах, на мой взгляд, нам удалось ее решить.Одна из важнейших градостроительных задач, которые сегодня приходится решать Моспроекту, — создание эколого-ландшафтных зон Москвы. 15-й мастерской Моспроекта совместно с Главным архитектором г. Москвы А. В. Кузьминым разработана концепция развития «зеленого клина» на Юго-Западе Москвы.— Идея «зеленого клина» была выдвинута еще в 40-е годы, — рассказывает руководитель мастерской, . — Несколько зеленых зон, клиньями подступающих к городу, должны были стать его экологическими «воротами», через которые в Москву поступал бы чистый воздух. А главная роль в этом отводилась Юго-Западному клину. Ведь основное направление аэрации города – юго-западное. Но у этой экологической идеи была и политическая подоплека. Новой социалистической столице нужны были новые символы. Дворец Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя, должен был стать градостроительной доминантой Москвы, а «зеленый клин» — олицетворять въезд в город, откуда открывался вид на памятник Ленину, венчающий Дворец Советов. Но история распорядилась по-своему, эти сооружения так и не были построены, а «зеленый клин» остался в виде «зеленой полосы» ограничения застройки между МГУ и Лужниками. Со временем он превратился в одну из больших «мусорных куч» Москвы. Постепенно эта территория стала застраиваться. Сначала был отрезан кусок под кварталы пятиэтажной застройки в районе проспекта Вернадского, потом под Олимпийскую деревню 80-го года, Никулино, ул. Коштоянца. «Зеленый клин» ужимался как шагреневая кожа, и от него почти ничего не осталось. Воссоздавая «зеленый клин», мы решали серьезную экологоархитектурную задачу. Рельеф этой местности сложный, переменный. Здесь расположена зона впадения малых рек в Москву-реку. А эти речки идут поперек «зеленого клина». И надо было создать «зеленые шлейфы» вдоль существующих водоемов, не застраивать их, а превратить в ландшафтно-резервные территории для отдыха, свести их к Сетуни, к Москве-реке, сделать «зеленый клин» рельефным, экологически обоснованным, географически правильным. Второй нашей целью было раскрыть резервные территории и начать реконструкцию пятиэтажной застройки в этом районе. Такая территория для строительства 70 тыс. кв. м жилья была найдена. Тем самым мы выполнили еще одну важную градостроительную задачу — дали старт новым застройкам на Юго-Западе Москвы.8-я мастерская, которой руководит , самая большая в Моспроекте.Здесь проектируют города. Ну как не назвать городом московский район, насчитывающий 500 тыс. жителей? В стенах мастерской рождались Выхино, Теплый Стан, Марьино, Жулебино. Одна из наиболее интересных работ этого творческого коллектива – проект застройки крупнейшего московского района «Марьинский парк». Особенность района заключается в том, что вся его структура ориентирована на парковую зону. Здесь разбит большой прибрежный парк, отведена территория под круглый парк, сформирована рекреационная зона. Общая «зеленая территория» — 300 га, что сопоставимо с самыми высокими мировыми показателями.(Для сравнения, Центральный парк Нью-Йорка занимает площадь в 340 га.) Отдав значительную площадь под рекреационную зону, проектировщики пошли по пути не очень плотной застройки жилыми зданиями. Дома здесь строятся типовые, но архитекторы 8-й мастерской, применив композицию с плавным перепадом этажности, придали им оригинальный и выразительный вид.Одна из особенностей микрорайона — его низинное положение, а значит, подземные воды находятся близко к поверхности. Поэтому здесь устроены системы прудов-регуляторов, которые собирают и очищают воду. Строительство «Марьинского парка» продолжается.Хорошо, когда дома не слишком высоки, дворы зелены и свободных пространств побольше. Но, к сожалению, острая потребность города и его жителей в муниципальном жилье диктует свои градостроительные принципы. И только при разумном компромиссе между проектировщиком и заказчиком можно вести эффективное строительство. Один из лучших примеров тому — район Южное Бутово, проект которого осуществляют 12-я, 13-я и 8-я мастерские в тесном контакте с Институтом генерального плана и руководством Москомархитектуры. Застройка здесь плотная, но не чрезмерно, этажность высокая, но несколько ниже, чем в других районах типовой застройки. Проектировщики постарались решить микрорайоны комплексно, провели четкое зонирование территории, отвели места для гаражей, создали пешеходные зоны, в тихих, зеленых местах расположили школы, детские сады. Особенности Южного Бутова — смешанная этажность, дома «приятной наружности», интересное композиционное решение микрорайонов, большее, чем где-либо, количество архитектурно привлекательных гаражей-этажерок. Авторы проекта делают все возможное для того, чтобы район воспринимался людьми не как один из многочисленных «спальных», а как красивый город с развитой инфраструктурой.Особого внимания заслуживает ансамбль новых жилых домов в районе Гурьяново, как один из лучших примеров быстрого и качественного проектирования.— К нам обратилось правительство Москвы с предложением начать работы по проектированию жилых домов в районе, где произошла страшная трагедия, – вспоминает . — Собрали специалистов, способных работать очень мобильно. Главный архитектор застройки — В. Сумин, главный архитектор зданий – М. Скулимовский, главный инженер — Б. Устинкин. Непосредственное авторское участие в проекте принимал Владимир Вячеславович Стейскал.Задача перед нами стояла чрезвычайно сложная. На участке строительства были мощные городские кабели, подстанция Южного порта, место разрушенное – нужно было ставить новый фундамент.Работая рука об руку с такой мобильной и надежной организацией, как Мосстроймеханизация, мы с ней справились всего за полтора года. На месте взорванного дома установлен памятный знак.Созданный ансамбль жилых домов представляет собой 4 монолитно-панельные 25-этажные башни, расположенные в виде каре. Дома получились очень удачные и привлекательные на вид. За счет круглых балконов они приобрели пластичную округлость форм.Квартиры здесь большие (3-комнатная, например, 92 кв. м, 2-комнатная – 67 кв.м), и планировка их очень удобная. Эти дома очень понравились Юрию Михайловичу Лужкову. Сейчас они уже получили широкое распространение. Теперь мы их повторяем и в Марьинском парке, и в Южном Бутове, и в Куркине.Еще не так давно остро стояла проблема сноса «хрущевок», руководство и контроль за решением которой постоянно осуществляет мэр Москвы Ю. М. Лужков и руководитель Комплекса Перспективного развития города В. И. Ресин. Теперь она успешно разрешается, во многом благодаря работе12-й мастерской, которую по праву называют «пионером» реконструкции районов пятиэтажной застройки.— Самой сложной задачей было разбирать эти дома, – рассказывает . – Трудно было представить, что делать с этим гигантским мусором, как не повредить сети, инженерные сооружения в смешанной застройке. Необходимо было решить и экономические вопросы. Первые работы мы провели в 30-м квартале Новых Черемушек, а позднее в 22, 23, 24, 25 кварталах. На помощь пришли организации, которые сочли выгодным для себя разбирать эти дома, утилизировать разобранные детали для одноэтажного сельского строительства. Эта проблема была решена. Наша мастерская разработала такие проекты, которые уже стали обыденными и используются повсеместно. Прежде всего это волновой метод переселения. Для непрерывности этого процесса, как показывает практика, нужно, чтобы плотность новой застройки была почти в три раза выше, чем первоначальной. Тогда сводятся концы с концами. Это становится выгодным и инвесторам, и для отселения получается достаточно площади. За многие годы семьи разрослись, и им по закону положены большие площади.1,6 — тот минимальный коэффициент, с учетом которого нужно строить жилье.Соблюсти все эти условия и при этом сделать застройку архитектурно привлекательной достаточно сложно. Поэтому почти каждый из тех проектов, которые мы осуществляем, требует разработки многих вариантов, пока не выработается наиболее оптимальный и с архитектурной, и с экономической точки зрения вариант. Сейчас мы завершаем реконструкцию микрорайона 10С, ведем проектирование 12-го и 14-го микрорайонов Новых Черемушек. Каждый из этих микрорайонов имеет свою специфику. И каждый раз надо искать новые архитектурные и даже, я бы сказал, стратегические идеи, которые бы позволили их осваивать. Акция по реконструкции пятиэтажной застройки, которую мы проводим на Юго-Западе совместно с Институтом Генерального плана и Москомархитектурой, имеет не только чисто утилитарный смысл, но и более глубинные основания. Эта реконструкция должна быть увязанас архитектурой Юго-Западного округа, где созданы крупные деловые, научные, гостиничные комплексы. Наша застройка не ограничивается только типовыми зданиями, которые сейчас приобрели гораздо более выразительную архитектуру. Здесь мы построили и индивидуальные дома, спорткомплекс, корты.— «Третье транспортное кольцо» — это не просто транспортная магистраль, это целое событие в истории Москвы, и оно достойно того, чтобы быть запечатленным в граните, — считает , руководитель 14-й мастерской, автор проекта площади на пересечении Третьего транспортного кольца с Кутузовским проспектом. — Концепцию развязки этого сложнейшего транспортного узла мастерская разрабатывала совместно с НИИ Генплана, «Мосинжпроектом», «Мосгипротрансом», «Метропромтрансом» под руководством Главного архитектора города А. В. Кузьмина. Идея перекрыть площадь платформой была выдвинута еще давно. Но только сейчас нам удалось ее осуществить. Над многоярусной развязкой с ее многоуровневым и разнонаправленным движением, метро, окружной железной дорогой раскинулась красивейшая площадь Москвы. Счастливы и жители близлежащих домов, из окон которых теперь открывается чудесный вид на зеленые скверы и голубые фонтаны.Основные транспортные потоки ушли в шестисотметровый тоннель, вдоль трассы установлены две 300-метровые шумозащитные стеклянные стены высотой 6,5 метра. Авторы проекта сумели сохранить стилевое единство с окружающей застройкой и создать прекрасный архитектурный облик площади. Здесь использованы и малые архитектурные формы — газоны, цветники, территория вымощена керамическим камнем. Площадь Двух фонтанов, как уже называют ее в народе, хотя официального названия пока нет, стала излюбленным местом отдыха москвичей. На площади рядом со входами на станцию метро «Кутузовский проспект» из чаш фонтанов вырастают белые гранитные 20-метровые стелы. Особенно красиво они смотрятся ночью. Подсвеченные софитами, установленными под бортами чаш, они как будто сами излучают свет. На бронзовом поясе колонн сделананадпись «В честь Третьего транспортного кольца».Для облицовки стел и чаш фонтанов был выбран красивый высококачественный «мансуровский гранит». А специальный состав, которым покрыт камень, делает его неуязвимым для воздействия погоды.