Книжная полка столицы
[b]Мишель Ричмонд. Ты его не знаешь. – Роман. – Пер. с англ. – М., Фантом Пресс, 2010 г.[/b]Детективы бывают разные. В том числе такие, какие пишет чрезвычайно популярная сейчас на Западе и обещающая стать популярной у нас американка Мишель Ричмонд.Разные – то есть другие, непривычные, это когда не в лоб, когда рамки любимого жанра, вроде бы незыблемые и монументальные, дрожат, прогибаются, готовые то ли рухнуть, то ли лопнуть – это уж кому как нравится или как посмотреть.Хотя, в принципе, все «по науке»: есть убийство, расследование, свидетели, улики и напряженная развязка с окончательным прояснением ситуации. Но все это… «так, архитектура». И пусть бросит в автора камень тот, для кого главное – канон. Сама Мишель Ричмонд предпочитает камни собирать.Именно этим занимается Элли Эндерлин, решив пролить свет истины на тайну смерти своей сестры. Она, Лила, была без пяти минут математическим гением (вроде как наш Григорий Перельман) – со всеми необходимыми вытекающими: замкнутая, ни на кого не похожая, экстравагантная, погруженная в себя девушка – с призванием. Против нее младшая сестричка Элли казалась серой мышкой: не блистала, не обещала, вообще не гарантировала. К безмерному огорчению родителей и окружающих.И вот Лилу находят мертвой, а через 20 лет Элли встречает человека, которого все эти годы считала убийцей своей сестры.И оказывается, что, может быть, ошибалась, будучи в плену, казалось бы, неопровержимых улик.Привычный мир взрывается изза допущения: а вдруг не он? Тогда кто? И Элли начинает возводить на руинах новое здание – кирпичик к кирпичику, с тщательностью ученого, доверяющего теоремам, но не гипотезам.Здание становится крепче, выше, пока не появляется ответ: ВОТ ОН – И ОН ВИНОВЕН! Однако математика математикой, психология психологией, метания-любовь-страдания – все это тоже хорошо и правильно, но все же Мишель Ричмонд сочиняла детектив. Где в конце обязательно надо расставить все точки над «i». А оставь она, эффекта ради, тайну нераскрытой, что останется? Формулы. И чуть-чуть Сан-Франциско – города, где иногда убивают гениев.[b]Леонид Феоктистов. Города России. – М., ОЛМА Медиа Групп.[/b]Было время, когда было в стране нашей от силы 150 городов. И того оказалось достаточно, чтобы называть Древнюю Русь Гардарикой или Страной городов. А сейчас городов в России более тысячи. Что это значит? А что была Гардарика и никуда не делась. И какие это города! Что ни город, то норов, потому как судьба на другие не похожая. Доказательств этой несхожести предостаточно в книге Леонида Феоктистова «Города России», вышедшей в рамках издательской программы правительства Москвы.Задача перед автором стояла сложная: ведь рассказывать предстояло детям. А это значит: без менторства, без избытка цифр и дат, чтобы каждому городу – свои краски. Интереса ради! Это же не сказка, чтобы перед сном читать. И автор нашел выход и способ: в каждой главке непременно есть некая деталь, которая придает «необщее выражение» тому городу, о котором идет речь.Вот, скажем, Хабаровск. Да, назван в честь русского первопроходца, первым проплывшим по Амуру до самого моря. А еще в Амурской области есть небольшой город, который и вовсе называется просто и по-домашнему – Ерофей Павлович.А, каково? Запоминается накрепко! Или такая деталь – из рассказа о Ростове Великом. Что «голос» крупнейшего 33-тонного колокола Ростовского кремля «Сысоя» разливается по окрестностям на 20 километров. И о Можайске здорово: край московской земли некогда – отсюда и «загнать за Можай». И таких деталей – сотни! Конечно, не обо всех городах России повествует книга. Но тем, кто удостоился чести быть в ней представленным, должно быть лестно.Хорошо подано, вкусно! Остальные же пусть не обижаются. Как говаривал Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». И все-таки…О Москве, само собой, есть, о Звенигороде есть, об Истре, о Красногорске, а о Волоколамске нет!Досадно, я-то знаю, какой это прекрасный город, сама оттуда. Ну, ничего, что не прочитаю, то сыну сама расскажу.[b]Морган Рейлли, Джоанна Темпест. Умереть не встать! или Карманная книга смерти. – Пер. с англ. – М., Книжный клуб 36.6., 2010 г.[/b]Самое удивительно в книжке г-на Рейлли и г-жи Темпест – это то, что она такая тонкая. Нет, право же, о смерти на протяжении тысячелетий написано и сказано в книжке столько, что больше только о жизни. А тут вполне себе скромная книжечка, которая явно грешит неполнотой и… просто грешит. Ну, нельзя так запанибрата, все-таки таинство, был человек и нет его, а тут все шуточки с прибауточками. Я бы лично не рискнул.Однако, видимо, авторы книги «Умереть не встать!» люди смелые, где-то безбашенные, раз мало покусились, так еще и попытались сделать это весело и с выдумкой. В предисловии они объяснили свою позицию: дескать, смеяться можно и нужно над всем, нет запретных тем. Конечно, с этим можно и нужно спорить, и если бы не легкомысленный тон данной рецензии, то я бы не поленился, привел примеры. Однако оставим – и вернемся к книге.Что и говорить. Много в ней любопытного. Хотя, признаться, с юмором у американцев не слишком. Или, по крайней мере, нам (не всем) не понять. Но кое-что и впрямь, если не веселит, то удивляет. Например, сколько зарабатывают бальзамировщики, сколько патологоанатомы (даже позавидовал). И про «зеленые» похороны интересно (это когда так закапывают, чтобы не навредить экологии).И ведь действительно занятно, что именно заказывали на последний обед приговоренные к смертной казни (вы любите мидии с лимонными дольками? – вот и безжалостный убийца Томас Грассо любил). И почему считается, что душа весит 21 грамм. И сколько пройдет времени, прежде чем ты умрешь от яда лягушкидреволаза. И подборка эпитафий не оставляет равнодушным («Извините, я не могу встать», надпись на могиле остроумца при жизни Граучо Маркса).Ну, и довольно, пожалуй. Не будем портить удовольствие читателю.Наверняка же найдутся те, кто его получит. Те, кто любит развлекаться, подбирая синонимы к слову «умереть»: перекинуться, дать дуба, сыграть в ящик, отбросить копыта, скапутиться…Те, кто уверен, что посмеяться над смертью – это перестать бояться ее.