Сострадательное наклонение

Развлечения

В течение недели в московском кинотеатре "Художественный" проходил самый крупный в России кинофестиваль авторского документального кино «Артдокфест». Его итоги были подведены 11 декабря. Всего было показано 94 фильма из 12 стран, 114 сеансов посетили 20 тысяч человек. Однако авторское документальное кино по-прежнему мало востребовано ведущими телевизионными каналами, а в 2010 году в российском кинопрокате вообще не оказалось отечественных документальных лент. Тревожно и то, что сократилось присутствие российских картин на международных фестивалях, а финансирование документального кино Министерством культуры остается мизерным. Бюджетная бедность естественно сказывается и на качестве показанных лент. Многие из них снимались годами, а самые масштабные проекты не могли осуществиться без участия денежных влияний зарубежных компаний. Как обычно, на «Артдокфесте» было мало лент с позитивным настроем, мало фильмов про интеллектуалов и замечательных людей. Преобладали фильмы про заурядных людей и маргиналов. Председатель жюри Сергей Соловьев в своей «тронной речи» чистосердечно признался, что фильмы фестиваля помогли ему по-новому взглянуть на жизнь современной России, которая, оказывается, не сводится только к мегаполисам. В итоге жюри присудило Гран-при фильму «Outro» (с латинского «конец») режиссера Юлии Панасенко. Фильм пропитан состраданием к людям. Героине осталось всего несколько недель жизни, но она не теряет человеческое достоинство. Режиссер сформулировал на церемонии награждения своё кредо: «Не бойтесь любить, учитесь прощать и не пугайтесь смерти». Гуманизм отличает и ленту «Трамвайный проспект», признанную лучшим короткометражным фильмом, режиссера-дебютанта Софии Гевейлер. С первых кадров зрители погружаются с головой в тягучую атмосферу приюта для несовершеннолетних мам, которые ещё недавно были сами воспитанницами детских домов. А вот Приз за лучший полнометражный фильм заслуженно достался картине датского режиссера Бориса Бертрама «Танкоград». В ней молодые участники танцевального коллектива пытаются жить, не оглядываясь на прошлое. Но это непросто, ибо Челябинская область по-прежнему остается одним из самых экологически грязных мест на Земле, а большинство детей в ней продолжают рождаться с генетическими дефектами. Из других фильмов конкурса следует выделить мрачный опус «Водочный завод» польского режиссера Ежи Сладковского. Героини этого фильма тупо работают на заводском конвейере, но не теряют надежды выбиться в люди. Для первой из них это бегство в Москву, чтобы сделать артистическую карьеру, для второй - закончить вечерний институт, а для третьей - стабильное семейное счастье и куча любовников. А вот взгляд немецкого режиссера Ули Гаульке на своих героинь-таксисток в динамичной до попсовости ленте «Розовое такси» более благостный и взвешенный. Хотя и в этих немолодых женщинах-одиночках в отдельные моменты проступают звериные оскалы дикого капитализма. Режиссер Александр Белобоков в своем творчестве («Фрагменты интимной жизни Натальи Расстригиной») принял эстафету у знаменитой короткометражки «Жила-была Зина». Его взгляд обращен в прошлое, он пытается в череде портретов обитателей одного застолья «времен застоя» (1975 год) отыскать некую истину, ускользнувшую от него почему-то тогда. Его медитативное кино завораживает, но не анализирует. Эпатажный режиссер Андрей Грязев в картине «День шахтёра» продолжает историю злоключений героя, начатую ещё в триумфаторе прошлогоднего «артдокфеста»- фильме «Саня и Воробей». На этом фоне французский священник, сменивший католичество на православие в ленте с ироническим названием «Марш энтузиастов», кажется белой вороной и невольным объектом государственных идеологических манипуляций. Увы, не стал событием и фильм режиссера Георгия Параджанова «Прiма», посвященный украинской художнице-примитивистке Марии Примаченко. Её оригинальные работы как-то потонули в серых кадрах «великой эпохи», о которой проникновенно писал ещё одиозный Эдуард Лимонов. Внеконкурсная программа наравне с признанными шедеврами («Пляжи Аньес», «Видеократия», «Мать» и др.) содержала немало интересных новинок. Так в замечательной ленте «Конкуренты-вундеркинды России 2» режиссера Ирены Лангеман прослеживается судьба четырех пианистов, начинавших как дети-вундеркинды, но столкнувшихся в зрелом возрасте с элементарной невостребованностью и несправедливостью оценок жюри. Фильм о кризисе восприятия классического искусства, ведь даже в Германии фильмы о классической музыке ныне мало востребованы телевидением. Худшим сторонам российской ментальности посвящен сатирический фильм «Болото», поставленный бывшей ведущей канала культура Ириной Васильевой. Парадоксально, но центром этого «веселого» фильма стал костромской памятник Ивану Сусанину. А его двойник, который водит по знаменитым тропам экскурсии, состоящие, как правило, из жизнерадостных обывателей и культурных отморозков, непринужденно делится со зрителем о наболевшем. В ретроспективной программе режиссера Томаса Бальмеса особенно порадовал фильм «Страховый случай», посвященный американским бизнесменам, наживающихся на чужом горе. В целом уровень показанных фильмов был как никогда высок, а сами фильмы отличались жанровым разнообразием.

amp-next-page separator