Аким Салбиев: Музей – это не сонное царство

Развлечения

Фестиваль «Москва. Пушкин. Февральские вечера на Арбате» давно стал традиционным. В этом году он проводится в 14-й раз. Наш разговор – с руководителем творческих и культурных программ, режиссером-постановщиком Государственного музея А. С. Пушкина, заслуженным деятелем искусств РФ, народным артистом Северной Осетии – Алании, народным артистом Южной Осетии Акимом Салбиевым. [i] [/i] – Аким, чем порадуете в этот раз поклонников Пушкина?[/b] – Прежде всего тем, что вечера проходят не только на Арбате, но и на Пречистенке. Именно там 12 февраля фестиваль открылся проектом «Мой Пушкин». В нем принял участие Сергей Соловьев, который провел свой мастер-класс и показал фильм «Станционный смотритель». Наш фестиваль также идет и на Остоженке – в музее И. С. Тургенева. Редко исполняемая опера «Дворянское гнездо» в постановке Бориса Покровского прозвучала там 13 февраля. В рамках фестиваля еще мы услышим уникальный концерт оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата». В Москву летит знаменитый дирижер Фабио Мастранжело. Традиционно на Арбате пройдут «Мальчишник. Семь тостов за здоровье Пушкина», опера «Евгений Онегин». Впервые стихи Пушкина будет читать праправнучка поэта Клотильда фон Ринтелен. К 95-летию Георгия Свиридова Юношеский симфонический оркестр России исполнит музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Лауреат международных конкурсов пианист Сергей Терехов исполнит произведения Роберта Шумана. Впервые в фестивале участвуют хоры Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. И это далеко не вся программа. Двери наших музеев открыты для всех. – А как вы, будучи кинорежиссером, выпускником ВГИКа из прославленной мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, оказались в музее Пушкина?[/b] – Тогда шли съемки фильма о Пушкине в мемориальной квартире на Арбате. Я играл в этом фильме роль поэта. Через некоторое время после съемок я получил предложение от дирекции музея служить Пушкину… и музею. Согласился без раздумий – и не только потому, что в начале 1990-х российский кинематограф был мертв, а чтобы сохранить в себе человеческое, нравственное, если хотите, мировоззренческое равновесие. За это я очень благодарен музею, который стал моим вторым домом. – Звучит нескромно, но, по-моему, многое. Я пришел за два года до юбилея поэта. Мы начали готовиться к 200-летию, и весь 1999 г. был посвящен Пушкину: выставки, новые книги, исследующие ранее закрытые страницы жизни поэта, а также грандиозные гала-концерты. Кстати, тогда я впервые столкнулся с мнением, что музей – это пыль, тишина и сонное царство. И всем скептикам доказывал, что наш музей – это живой организм, дышащий молодостью, находящийся в мейнстриме и выпускающий в год не один десяток новых выставок. И все это, безусловно, помимо нашей постоянной экспозиции, которая популярна уже более полувека. И мне удалось переубедить скептиков. – По-вашему, Пушкин и сегодня живее всех живых? А что вы сегодня читаете?[/b] – Времени у меня сейчас достаточно, и я просматриваю разную современную литературу. Это и Пелевин, и Мураками, и Дина Рубина, и Дэн Браун… Но уверен, что весь Пушкин намного современнее всего перечисленного, не в обиду вышеназванным авторам. У Пушкина неповторимый язык и сюжет. Отсюда и нравственная актуальность. Именно поэтому он до сих пор грандиозен и велик. Пушкин – это на все времена. – Это первые лица нашей культуры: Василий Лановой и Сергей Юрский, Михаил Козаков и Рафаэль Клейнер, Елена Камбурова и Жанна Бичевская, Александр Филиппенко и Павел Любимцев, Юлий Ким и Александр Городницкий, Хибла Герзмава и Денис Мацуев. Список длинный. В нашем музее сложилась также своя театральная антреприза. Вот лишь несколько названий в постановке моего коллеги, режиссера Андрея Беркутова: «Торквато Тассо» Гете, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина с Валерием Золотухиным, «Жизнь с императором» – моноспектакль Агриппины Стекловой по воспоминаниям и дневникам фрейлины двора Анны Федоровны Тютчевой, премьерный спектакль «Портрет» Гоголя с Максимом Авериным. В музее работает свой детский центр, который готовит праздники для детей, и новогодние представления центра признаются лучшими в Москве в течение нескольких лет. В общем, нам есть, что показать и чем гордиться. – Есть. Известно, что в Москве свыше 100 театров. Почти в половине из них идут постановки по Пушкину. Хочется добавить ко всем нашим грандиозным мероприятиям ежегодный Пушкинский театральный фестиваль. Представляете: на одной афише – известные театры, играющие самые разные произведения поэта! И все это у нас, в музее на Пречистенке. – В своем художественном фильме «Одиннадцать писем к Богу» вы обращаетесь к жизни Пушкина на Кавказе. Это дань памяти?[/b] – Не только. Во-первых, я родом из Северной Осетии. В конце мая – начале июня 1829 г. Пушкин был во Владикавказе. И мне интересны эти 72 часа, проведенные им на моей родине. Я задумал об этом большой фильм. Что касается «Одиннадцати писем к Богу», то в фильме рассказывается, что Пушкин останавливался на ночлег высоко в горах Осетии. Именно это помогает героям фильма сохранить историческое здание. – Вы правы. И такой проект был мною подготовлен. В авторы сценария в то время был приглашен Андрей Битов. Но тогдашнее руководство телеканала «Россия» в лице Николая Сванидзе и Бориса Бермана не поддержали проект – даже с рекомендацией академика Д. С. Лихачева. Мы хотели сделать фильм, состоящий из 12 серий, посвященный жизни и творчеству поэта от рождения до дуэли. Лет 20 назад подобный проект о Михайло Ломоносове был снят, и с успехом идет по телеканалам до сих пор. Мы настойчиво, долгое время пробивали наш сериал – и не потому, что приближался 200-летний юбилей Пушкина, а потому, что считали это необходимым для современной России. В итоге проект на корню зарубил Михаил Лесин, один из тогдашних руководителей телеканала «Россия». – Премьерный показ был у нас в музее. Хочу сказать, что чем больше о Пушкине сделано, тем лучше. Как говаривал Сергей Герасимов, наш с Натальей Сергеевной учитель, все имеет место быть, кроме контрреволюции и порнографии. Мы все в этой жизни «на любителя» – равно, как и наше творчество. [i] [/i] – У вас в музее проходит столько мероприятий: выставки, фестивали, концерты. Сколько же людей работает над этим?[/b] – Много. Чуть более 400. Это и в Государственном литературном музее А. С. Пушкина на Пречистенке, и в Мемориальной квартире Пушкина на Арбате… Еще в нашей структуре Музей-квартира Андрея Белого. Наш новый Музей И. С. Тургенева на Остоженке и на Басманной – музей Василия Львовича Пушкина, дяди А. С. Пушкина. И всем этим творческим коллективом многие годы руководит директор Евгений Богатырев, весьма либеральный человек. – Справедливости ради Музей изобразительных искусств должен носить имя своего основателя – Ивана Владимировича Цветаева, отца Марины Цветаевой. Те, кто путают два музея, очевидно, ходят в музеи раз в 10 лет. Именно поэтому они заглядывали к нам в поисках выставки Пикассо. Не умаляя достоинств наших коллег, скажу, что у нас совершенно разные задачи и дороги. Мы – молодой музей, нам чуть более полувека, и впереди у нас очень много новых открытий, выставок и смелых проектов. [b]Досье «ВМ» [i] родился в Северной Осетии 15 мая 1962 г. Учился в Североосетинском государственном филолого-журналистском университете, а затем во ВГИКе. Как режиссер-постановщик снял игровые фильмы «Между понедельником и воскресеньем», «Короткая игра в рэкет», «Ищу невесту с приданым», «Одиннадцать писем к Богу», документальный фильм «Август. Цхинвал». Автор ряда телеэссе, в том числе «Сергей Бондарчук. Последнее интервью», «Жан-Поль Бельмондо. Баловень судьбы», «Ален Делон. Кинозвезда», «Тамара Макарова. Свет звезды». Исполнитель роли А. С. Пушкина в фильме Дювернье «Пушкин и Дантес». Певец, автор музыкальных альбомов «Переведи часы назад», «Маленькая зима», «Город для двоих». Лауреат премии «Лучшее перо России» за книгу киноновелл «Небесные племена». Обладатель Золотого диска за альбом песен «Я забуду тебя».[/i]

amp-next-page separator