Венеция без маски
Как известно, на прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев, прилетев в Рим, принял участие в открытии выставки «Александр Дейнека: советский путь к модернизму». Эта выставка дала старт Году российской культуры и языка в Италии. У нас же Год итальянской культуры и языка в России открылся II Фестивалем итальянского кино «Венеция-Москва», который пройдет с 18 по 22 февраля в Москве и на котором будут показаны 8 новых лент. Он проводится при поддержке Посольства Италии и Итальянского института культуры, а также Дирекции итальянского МКФ в Венеции. Фестиваль открылся восемнадцатого февраля в старейшем московском кинотеатре «Художественный». На открытие приехала представительная делегация из Италии, возглавляемая Марко Мюллером-директором Венецианского кинофестиваля, старейшего кинофестиваля в мире. Между итальянским и отечественным кино существуют давние связи. Ещё в 1934 году советский фильм «Весёлые ребята» получил премии за режиссуру и музыку на втором МКФ в Венеции. С тех пор много воды утекло. Возникший в сороковые годы итальянский неореализм оказал заметное влияние на послевоенную отечественную кинопродукцию, хотя сами итальянцы родоначальником неореализма называли режиссера Марка Донского, снявшего в этой стилистике трилогию по произведениям Максима Горького. Когда лента Андрея Тарковского «Иваново детство» получила в 1962 году приз «Золотой лев» в Венеции, то молодой триумфатор среди своих любимых учителей неизменно называл Федерико Феллини. Теория некоммуникабельности, художественно разработанная в лентах Микеланджело Антониони, творчески была переосмыслена Марленом Хуциевым в его картинах 60-х годов: «Застава Ильича» и «Июльский дождь». А уже в 2003 году режиссер Андрей Звягинцев за фильм «Возвращение» получил двух «золотых львов» на очередном МКФ в Венеции. К сожалению в 21 веке фестивали итальянского кино в России проводились нерегулярно, а фестиваль дебютов Nice не всегда мог похвалиться качеством своих представленных работ. Но в 2010 году был успешно проведен первый фестиваль «Венеция-Москва», который показал, что итальянское кино постепенно преодолевает творческий кризис, который произошел на рубеже 90-х годов. Восемь представленных фильмов познакомят с новыми работами как признанных мастеров, так и представителей молодого поколения. Он открылся выступлением Адриано Дель Аста, советника по культуре Посольства Италии в Москве. В своей прочувственной речи он, изящно оперируя цитатами из Бабеля и Пастернака, посетовал на то, «что современное кино все реже погружает зрителя в мечту, которая ничего общего не имеет с бегством от реальности, а лишь открывает сердцам и умам новые горизонты, раскрывает суть вещей и явлений». Недаром «магический реализм» Феллини, Феррери, Висконти так любим в России. И, хотя вершина достижений итальянского кино пришлась на 60-70-е годы –время возрождения страны, отказа от тоталитарного прошлого, в том духовном кризисе, в который ныне впала Европа, возможно появление ростков Великого будущего. «И пусть сейчас современные европейцы чаще всего довольствуются благополучием и безопасностью, они всё-таки не столь значимы для прогресса, как стремления человеческих сердец к обновления и воплощению своих сокровенных желаний и мечтаний. Нам просто необходимо мечтать о большем, чтобы не разочароваться в малом». Классик итальянской литературы Чезаре Павезе, эпиграф из которого украшает одно из лучших стихотворений Иосифа Бродского, писал: «Человек ищет в удовольствиях бесконечность, и никто не в силах отказаться от надежды достичь этой бесконечности». «Современники же часто довольствуются парой тапочек вместо мечты о хрустальных туфельках Золушки. А между тем малые блага у нас отнимают: разные кризисы, терроризм, утекающее время и… Смерть. Кинематограф позволяет нам на время завладеть хрустальной туфелькой, а Венеция-это идеальное место для погружения в грёзы», -провозгласил советник. Ей восхищались и Николай Гоголь и Иосиф Бродский. Неслучайно и то, что город на Неве, заложенный Петром I, с годами стали называть «Северной Венецией». А то, как сурова зима в Москве на своей шкуре почувствовали режиссеры Саверио Констанца, Роберта Торре, Паскуале Шимеке и молодая восходящая звезда Альба Рорвахер , прибывшие на открытие прямо из самолёта и не успевшие даже толком переодеться в парадную одежду. Худенькая Альба мастерски сыграла хромоножку в фильме открытия «Одиночество простых чисел». Эта оригинальная лента о трудностях коммуникации двух ярких индивидов имела большой успех в прокате Италии, благодаря хорошей звуковой дорожке и отменному визуальному ряду, напоминающему стиль знаменитого грека Тео Ангелопулоса. По сборам она уступила лишь традиционно успешным комедиям. Когда-то великий режиссер Лукино Висконти использовал в романтическом шедевре «Смерть в Венеции» (1971) образ Венеции как метафору умирания аристократической красоты, но оказывается красота Венеции бессмертна. Её особенное очарование продолжает вдохновлять и художников 21 века. Церемонию открытия посетил режиссер Алексей Герман мл, обязанный своей славой именно МКФ в Венеции, представители чиновничества и прессы. В вестибюле «Художественного» гости могли познакомиться с фотовыставкой «Путешествие в Италию.На съемочных площадках.1960- 1989. ». Фестиваль фильмов и мастер-классы пройдут также в кинотеатре «Пионер».