Органы решают все
ЭТО ЕЖЕГОДНЫЙ смотр лучших художественных и документальных картин из Польши. В конкурсе участвовали 13 новых полнометражных лент. И хотя среди них не было фильмов мастеров, признанных на Западе (Сколимовского, Занусси), представленные работы отличались разнообразием жанров и творческих подходов.Сначала о наградах.Жюри Гильдии киноведов и критиков лучшим фильмом конкурса признало «Реверс» Бориса Ланкоша – «за стилистическую изысканность и отточенный черный юмор».Диплом жюри достался «Матери Терезе от кошек» режиссера Павла Саля с формулировкой «за поворот истории вспять». Эта картина снята в протокольной манере и рассказывает предысторию чудовищного убийства матери ее двумя сыновьями. По стилистике она напоминает поздние работы Гаса Ван Сэнта и не отличается особой психологической глубиной.Приз зрительских симпатий завоевала лента «Розочка» режиссера Яна Кидавы-Блонского, участница прошлогоднего ММКФ.Вообще в четырех лентах фестиваля («Венеция», «Реверс», «Розочка», «Царапина») не случайно прослеживается пагубное влияние органов госбезопасности на жизнь различных польских семей. В несколько вялой «Царапине» немолодая жена случайно узнает, что ее муж, с которым она прожила почти 40 лет, женился на ней по заданию польских органов, чтобы следить за ее отцомаристократом, политиком с диссидентским статусом.Фильм открытия «Венеция» повествует о нелегких военных годах и снят глазами подростков, оказавшихся на оккупированной немцами территории. Отец героини расстрелян без суда агентами НКВД, видимо, в том самом злополучном катынском лесу. Тени прошлого все еще стучат в сердце поляков...Из фильмов, повествующих о современности, выделяются две картины: «Крещение» Марцина Вроны и «Я твой» Мариуша Гжегожека благодаря блестящим актерским ансамблям и мастерскому динамичному монтажу.«Крещение» снято по пьесе канадской писательницы Джудит Томпсон и получилось несколько абстрактным.К Михалу приезжает старый друг Янек (Томас Шухардт), участвовавший вместе с ним в ограблении и спрятавшийся от наказания на армейской службе. У Михала теперь есть собственная фирма, молодая жена и ребенок, которого нужно срочно окрестить. Но его бывшие подельники не могут простить Михалу, что он выдал брата главаря банды полиции и за это предательство избежал тюрьмы. Михал платит им дань, но знает, что его дни сочтены. Фильм о предательстве и мести ярко снят, но не все его сценарные ходы убедительны.Фильм «Я твой» отличает оригинальный сюжет, но его концовка получилась смазанной. Невротичка Марта, которая только что выгнала мужа, случайно переспала с охранником дачного поселка Артуром, а потом забеременела. Этот мачо самого низкого пошиба возомнил, что Марта – женщина его мечты и стал нагло предъявлять вместе со своей матушкой (замечательная Дорота Коляк) права на воспитание будущего ребенка. В фильме достоверно передана классовая ненависть между преуспевающими и изгоями.Откровенно разочаровал «Лес», снятый оператором Петром Сикорой. Сложные отношения престарелого отца с его никудышним сыном отягощены сюжетной медлительностью и многозначительностью.А вот живой и темпераментный фильм «Галерьянки» снят в стилистике Валерии Гай Германики, хотя и без ее финального взрыва. И совсем банальной комедией оказалась лента «Простая история любви», в которой за сложной структурой повествования скрываются тривиальные любовные похождения героев.Во внеконкурсную программу были включены две работы мэтра Анджея Вайды, но он не смог приехать, ибо недавно приступил к съемкам фильма о Лехе Валенсе.Итоги? Прошедший фестиваль свидетельствует о возросшем мастерстве нового поколения польских режиссеров, о появлении многообещающих актерских имен.