Не выпадая из контекста

Развлечения

Хотя итоговая программа «Контекст» выходит на канале «Культура», что называется, без году неделя, но она уже обрела стабильно высокий рейтинг. Многие телезрители с нетерпением ждут воскресного вечера, чтобы узнать о самых значимых событиях недели – премьерах, литературных премиях, книжных новинках, выставках и вернисажах. Сегодня ведущий передачи – известный писатель и драматург, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков – в гостях у «Вечерки». Против вкусовщины и групповщины – Юрий Михайлович, у программы «Контекст» оригинальная драматургия: вы предлагаете зрителям калейдоскоп культурных событий, причем каждый сюжет комментирует не один критик, а целая группа экспертов… – Сама идея и разработка этого проекта каналом разумна. Сейчас даже кажется странным, что такая передача раньше не выходила. Но это действительно так: итоговой еженедельной информационноаналитической программы на канале «Культура» не было. А люди ведь не имеют возможности всю неделю следить за культурными событиями. Теперь же они в воскресенье вечером могут сесть у телевизора и узнать о самом интересном. Драматургия передачи заключается в том, чтобы обсуждать наиболее заметные явления культуры, по возможности давая разные точки зрения. У нас очень хорошие эксперты, причем среди них есть мои антагонисты по взглядам на искусство. Я с ними, как вы заметили, достаточно активно спорю. Беда нашего сообщества в том, что люди разучились откровенно говорить то, что они на самом деле думают. Особенно трудно с театральными критиками. Приходят два критика, но они не спорят, а оба начинают восторгаться. Потому что жизнь тяжелая, поругаешь, допустим, Калягина (Александр Калягин – художественный руководитель театра «Et Cetera», председатель Союза театральных деятелей. – И.Л.), и у тебя начнутся проблемы. Например, у нас в «Литературной газете» сотрудница напечатала достаточно сдержанный, не ругательный обзор репертуара театра «Et Cetera», так ее отлучили сразу от нескольких журналов, которые находятся в орбите СТД. А что было, когда у нас был напечатан критический материал, кстати, той же сотрудницы, о режиссере Арцыбашеве? О том, что в репертуаре Театра Маяковского нет ни одной современной пьесы! Какой был скандал, на нас жаловались, написали письмо в администрацию президента. Ну и чем все кончилось? Тем, что коллектив отказался работать с Арцыбашевым, и он уже не художественный руководитель театра. Так кто оказался прав? Мы. Недавно был такой случай. Я посмотрел широкопроанонсированную премьеру в одном знаменитом столичном театре. Прихожу на передачу. И вся творческая группа буквально бросается ко мне, умоляя не ругать спектакль. Оказывается, худрук театра, увенчанный всеми мыслимыми и немыслимыми наградами, накануне звонил самому высокому телевизионному руководству с требованием, чтобы «Поляков ни в коем случае не ругал премьеру. Потому что, судя по выражению лица Полякова, ему не понравилось увиденное». Мне осталось только пожать плечами и успокоить коллег, потому что как раз этот спектакль мне, как ни странно, понравился. Я знаю, что многих раздражаю тем, что позволяю себе критические замечания о наших «священных коровах», о которых уже лет двадцать никто ничего критического не говорил. Но я самодостаточный писатель, драматург, редактор «Литературной газеты» и могу себе это позволить. Думаю, что руководители телевидения потому и пригласили меня вести эту передачу. Три века «Литературки» – Недавно исполнилось десять лет, как вы руководите «Литературной газетой». Какой период был для вас самым трудным на посту главного редактора «ЛГ»? – Я 33-й редактор «Литературной газеты», а по продолжительности пребывания на этой должности уже занимаю второе место после Александра Чаковского, который был «у кормила» четверть века. Самый трудный период был, конечно, когда я пришел, потому что газета находилась в сложном положении, пришлось ее вытаскивать из финансовой пропасти. Помогло то, что мы поменяли направление газеты – из однозначно либеральной она стала полифоничной. И у нас сразу начал расти тираж, потому что в России круг либералов все-таки крайне узок. На меня, конечно, многие обиделись, сочтя это изменой либеральным ценностям, но я никогда либералом не был. Я скорее консерватор, и большинство наших читателей – это люди центристских взглядов, хотя мы даем слово всем, у нас и либеральные авторы печатаются. Сейчас тоже сложный период. Потому что кризис, а мы издание культурологическое, служим отечественной культуре. Сохранить уровень культурологической газеты и стать доходным предприятием практически невозможно. «Литературная газета» – это такое же достояние русской культуры, как МХАТ, как Третьяковка. Ее основал Пушкин, продолжил выпускать Горький, имя которого либералы в 90-м году сняли с логотипа газеты, а мы вернули. Поэтому я считаю, что «Литературную газету» должно поддерживать государство. – Государство горячо поддерживает физкультуру, а интерес к культуре, искусству, к творческим авторитетам если и есть, то какой-то вялый и специфический… – Никаких технологических прорывов, никакого социального мира без культуры, без культурного диалога не будет. К сожалению, чиновники, которые занимаются культурой на общефедеральном уровне, этого не понимают. Приведу пример. Когда у «Литературной газеты» был юбилей – ей недавно исполнилось 180 лет – и нам нужны были средства на это мероприятие, а проходило оно в Малом театре, мы обратились к Министерству печати. И они нам не дали ни копейки! Нам помогло московское правительство, конкретно тогдашний вице-мэр столицы Валерий Виноградов. Были выделены средства на юбилей газеты. Потом совет по книгоиздательству на конкурсной основе выделил средства на выпуск юбилейного издания «Три века «Литературной газеты», которое мы презентовали в Музее Пушкина в недавние Пушкинские дни. На сегодняшний день нас фактически поддерживает только московское правительство. Но это неправильно, ведь «Литературная газета» – общефедеральное издание. Когда мы встречались с Путиным, именно я завел разговор о необходимости того, чтобы такие издания, как «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Октябрь», «Литературная газета», за счет государства направлялись в библиотеки, где они будут доступны учителям, студентам, старшеклассникам – всем тем, кто интересуется литературой. С нами согласились, были выделены на это средства. В результате и «Новый мир», и «Знамя» направляются в библиотеки, а «Литературной газеты» там по-прежнему нет. Как не стать идиотом – Юрий Михайлович, вернемся к телевидению. Как вы, профессиональный писатель, чувствуете себя в роли телеведущего? – Знаете, я вообще-то не новичок на телевидении, в свое время вел и передачу «Лицом к городу», кстати, московскую, и передачи «Дата», «Подумаем вместе», «Стихоборье», да и вообще меня довольно часто приглашают на телевидение. Но когда Сергей Шумаков предложил мне вести передачу «Контекст», я очень сильно задумался. Поскольку передача информационная, то я каждый уик-энд, хоть умри, должен быть в студии и вещать. Конечно, для меня это довольно большая нагрузка. Дело в том, что я писатель, мое главное дело – писать книжки, «Литературная газета» – это уже довольно серьезное обременение, а тут еще телевизионная программа… Но я пошел на это. Не из-за того, чтобы искать личной популярности, меня и так достаточно хорошо знают и по телевидению, и по книгам, и по моим пьесам. А потому что среди аналитиков на сегодняшнем телевидении переизбыток людей с либеральными взглядами. Их оценка художественных произведений зачастую очень далека от объективности. У нас существует, я бы сказал, тусовочная шкала оценок произведений искусства, которая не соответствует их реальной эстетической и социальной значимости. Человек, посмотрев плохой фильм, спектакль или посетив посредственную выставку, потом слышит по телевизору восторженную заумную оценку и думает: наверное, я идиот. И мне хочется сказать таким людям: вы не идиоты, вы абсолютно правы – это плохой спектакль, это плохое кино, это плохая книга, ее не надо читать. А то, что кто-то из экспертов ее хвалит с пеной у рта, вовсе не означает, что она хороша, просто эксперт является другом этого автора, этого театра или просто боится связываться с влиятельным кинорежиссером. И я свою задачу вижу в том, чтобы вносить объективный взгляд на вещи, давать те оценки, которые ближе и понятнее людям. – Интересно, а темы для телевизионных сюжетов вы предлагаете сами? – Передача – коллективное творчество, там работает целая бригада, но я на некоторые темы обращаю внимание, чтото рекомендую, и мне идут навстречу. Наше телевидение, к сожалению, скептически относится к традиционным видам искусства, к русскому народному творчеству, к классическим постановкам, они все норовят давать авангард. Я не против авангарда, упаси бог, но если мы не рассказываем о том, впереди чего авангард, то получается бред. Авангард впереди себя самого? Но так же не бывает. Надо показывать то, что называется мейнстрим, а на его фоне авангард. Это не значит, что мне все не нравится, есть вещи, которые я принимаю, высказываю свое мнение, комментирую, но в то же время не молчу, если не согласен в чемто с экспертами. Я, например, не понимаю, почему актуальное искусство претендует выставляться в Третьяковской галерее. Во всем мире для этого вида интеллектуальнопровокативной деятельности человека существуют отдельные музеи, вот и выставляйтесь там. Моим условием, когда я соглашался на эту работу, было то, что в передаче обязательно должны звучать стихи. Потому что поэзия – это высочайшее проявление национальной культуры, индикатор ее уровня – сегодня полностью вытеснена с телеэкрана. И появление стихов в этой передаче, я считаю, большой прорыв. То, что удается такие принципиальные вещи реализовывать, примиряет меня с неизбежной несвободой, сковывающей любого телевизионного человека. Досье «ВМ» Юрий Михайлович ПОЛЯКОВ (1954 г. р. ) – советский и российский писатель, автор многих повестей и романов, его пьесы идут в десятках театров, включая столичные. По произведениям Ю. Полякова сняты фильмы: «Работа над ошибками», «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Левая грудь Афродиты», «Игра на вылет», «Замыслил я побег…», «Козленок в молоке» и др. С 2001 года — главный редактор «Литературной газеты». С 2011 года – ведущий программы «Контекст» на канале «Культура». Лауреат премии Ленинского комсомола и премии Московского комсомола, награжден орденом Дружбы (2005) и орденом Почета (2010).

amp-next-page separator