Пицца на десерт
В РАМКАХ Года культуры и итальянского языка в России на фестивале были показаны новые итальянские фильмы, а также проведена ретроспектива «Путешествие в Италию» («1675 километров итальянского кино»). В нее вошли 14 знаменитых отреставрированных лент, сделавших в 50–70-е годы Италию ведущей мировой кинодержавой.Выбор получился неоднозначным. Так, там оказалась посредственная «Семейная хроника» Валерио Дзурлини, но не нашлось места лучшим картинам Элио Петри и Лины Вертмюллер. Впервые в Москве показали сатирическую комедию «Смех радости» (1960) недавно умершего режиссера Марио Моничелли.Рождественские торжества для троицы героев оборачиваются крахом иллюзий, но они не теряют присущего простым итальянцам оптимизма.В этой нестареющей трагикомедии блестяще солируют легенды итальянского кино Тото и Анна Маньяни.В основном конкурсе ММКФ Италия была представлена авантюрной трагикомедией с ироничным названием «Легкая жизнь» режиссера Лючио Пеллегрини. Увы, эта лента про злоключения двух докторов и их общей подружки в Африке не стала событием.И неслучайно: ведь итальянское кино последние четверть века переживает затяжной кризис. Отдельные достижения последних лет («Бавария» и «Гоморра») не делали погоду, но показанные на ММКФ картины все-таки внушают сдержанный оптимизм. Так, малоизвестный у нас режиссер Эмидио Греко продемонстрировал незаурядное мастерство в ленте «Новости о раскопках».Неспешно развивающийся роман между проституткой и никчемным толстяком по прозвищу Профессор отмечен не только выразительными крупными планами, но и горьким социальным подтекстом. Актер Джузеппе Баттистон в традициях Альберто Сорди умело демонстрирует, как жалкий аутист становится чувствующим и неравнодушным человеком.Подлинным украшением программы «Ателье» стала документальная лента «Марко Феррери. Режиссер, который пришел из будущего». Режиссеры Марио Канале и Аннароза Морри обожают своего героя, провокатора и скандалиста, и это передается благодарным зрителям. В этой замечательной картине много редких интервью и прекрасный монтаж. А вот картина о личности Лилианы Кавани, постановщике знаменитого «Ночного портье», получилась излишне сухой: из нее можно много узнать о политических взглядах режиссера-новатора, но очень мало – о ее личных пристрастиях и фобиях.Фильм американца Джона Туртурро «Страсть» наполнен чарующими неаполитанскими мелодиями, но излишне традиционен по подаче материала. Сатирой на преуспевающий средний класс и либеральные ценности отмечена лента некогда популярного актера Серджио Кастеллито «Красота осла», но ее специфический юмор вряд ли придется по вкусу массовому зрителю, хотя она обращается именно к нему. Да и драматургический прием (16-летняя Роза приво зит на уик-энд к родителям своего нового ухажера – 60-летнего седовласого интеллектуала) режиссера не кажется особенно удачной находкой.Эпическая трехчасовая лента «Мы верили» маститого Марио Мартоне темпераментно рассказывает о судьбе трех молодых аристократов, решивших после воцарения бурбонской реакции в 1828 году присоединиться к карбонариям Мадзини. Их трагические истории воссозданы добротно, но актерам не хватает харизмы, а сюжет картины перегружен бесконечными революционными спорами. Поэтому эта масштабная лента не выдерживает сравнения с классическими лентами – «Леопардом» и «Вперед, сыны отечества!» «Темная страсть» Антонио Капуано начинается с того, что подростки насилуют на улице хорошенькую Ирен.Один из них, Чиро, пытается сгладить свою вину письмами к девушке из тюрьмы, но тщетно. К сожалению, наблюдения режиссера над их дальнейшими жизнями так и не перерастут в нечто большее. Обескураживающий своей невнятностью фильм.Этими недочетами страдает и лента «Джанни и женщины», повествующая о безработных пенсионного возраста.Скрупулезно фиксируя нюансы поведения героя, изнемогающего от капризов своей вздорной матери, режиссер Джанни Ди Грегорио лишь вызывает жалость к своему безвольному персонажу, отвергаемому ныне женщинами помоложе.Разочаровала и очередная режиссерская работа Микеле Плачидо (комиссар Катаньи в «Спруте») «Валланцеска – ангелы зла», посвященная знаменитому гангстеру, поставившему под контроль преступный мир Милана в 70-х годах XX века. Актер-красавчик Ким Росси Стюарт обладает немалым шармом, но ему не удалось повторить успех французского собрата из недавней гангстерской саги «Враг государства номер один». Предсказуемый сценарий перегружен насилием, а ритм фильма монотонен до тошноты. Двойственное впечатление осталось и от фильма Нанни Моретти «У нас есть Папа». Этот плодовитый режиссер всегда славился своими радикальными идеями и умением необычными сюжетами привлечь зрителя, но ему никогда не удавалась визуальная сторона своих неровных картин. Не стал исключением и этот фильм, обласканный в Италии.История выбора понтифика кардиналами рассказана с юмором и поначалу интригует, ибо выбранный новый Папа (прекрасная роль Мишеля Пикколи) отказывается выйти на балкон и взять на себя всю ответственность перед паствой. Но ближе к финалу действие явно тормозится.В целом программа итальянского нового кино на 33-м ММКФ вызывает немало вопросов к ее организаторам.Ведь в нее не попали многие лучшие работы итальянских мастеров последних двух лет – достаточно хотя бы посмотреть списки номинантов на национальную премию.