Сонное царство амишей
УДИВИТЕЛЬНАЯ страна амишей расположена посреди США, причем о ней мало кто знает даже среди самих американцев. Живущие там люди на самом деле более чем странные. Они не празднуют национальных праздников, в большинстве своем понятия не имеют о том, кто такой Барак Обама, а уж если спросить их о других государствах, ответ будет прост и незамысловат: «А что, в этом мире существуют еще какие-то страны?» Обитатели этой страны не имеют права пользоваться электричеством, а стало быть, не смотрят телевизоров и не имеют компьютеров. Этим людям, согласно их религиозным канонам, строжайше запрещено пользоваться мобильниками, фотографироваться, а также управлять автомашиной – даже предназначенной исключительно для хозяйственных нужд. А еще амиши презирают остальное человечество за употребление наркотиков, разводы, самоубийства, терроризм и преступность. – Неужели вы хотите, чтобы и мы превратились в «человекоподобных зверей» и опозорили свою религию и историю? – сказал мне Стив Фолькер, представитель этих самых странных людей Америки. Первая колонна амишей (или подругому менонитов, «дважды крещенных баптистов») перебралась в США из Швейцарии. Спасаясь от преследований со стороны католиков, менониты, названные так в честь преподобного Менно Симонса, религиозного деятеля и писателя, стали искать себе безопасное пристанище за океаном. В 1720 г. они переселились на территорию нынешнего американского штата Пенсильвания, и долгое время их численность в США не превышала 5000 человек. Сейчас же в одной только Пенсильвании их насчитывается около 120 тыс. Еще 145 тыс. амишей поселились в других штатах: в Индиане, Огайо, а также в провинции Онтарио соседней Канады. Встречал я амишей еще и в Белизе (Центральная Америка), где они обитают в глуши тропических лесов, но при этом полностью сохраняют свой «швейцарский» уклад жизни. Те же амиши, что осели в США, живут по строгим заветам Библии и не признают основополагающих американских законов (кроме налогового законодательства). А свою землю они величают Датч Кантри (Голландская страна). Название это, однако, ничего общего с Голландией не имеет, а происходит от искаженного слова «дойч» («немецкий»). Один из диалектов старого немецкого языка и является официальным языком общения для членов общины менонитов-амишей. Когда въезжаешь в небольшой город Ланкастер, административный центр американской страны амишей, создается впечатление, что время там остановилось. К примеру, символом США давно уже стал автомобиль. Как без него существовать, не мыслит ни бедный, ни богатый американец. А вот для рядового амиша главное в жизни – лошадь. Черные повозки, запряженные лошадьми («багги»), – по сути единственное средство передвижения местных жителей. Конная тяга используется и при сельхозработах. Забавное зрелище – когда огромный трактор тянет за собой шестерка лошадей. Помогает лошадка и при поездках «за границу» (это когда амиш на своей допотопной бричке выезжает в соседний, обычный, американский поселок). В этот момент на шоссе останавливается все движение, и только что страшно спешившие владельцы «фордов» и «лексусов» терпеливо ждут, когда багги с амишем свернет куда-нибудь в проселок. Такая любовь к лошадям и патологическая ненависть к автомобилям объясняются просто: любая машина ускоряет темп жизни, а это недопустимо. По тем же соображениям амишам запрещено ездить на велосипедах и мотоциклах. Но особенно они боятся самолетов. Все поселки амишей разбиты на общины, по 75 человек в каждой. Образ жизни такой: сначала они молятся по 30–40 минут, а затем трапезничают – иной раз до темноты. С наступлением сумерек жизнь в общине замирает. А первую половину светового дня женщины-амиши заняты приготовлением еды. Мужчины же в основном трудятся на ферме, хотя есть в поселках и пожарные бригады, и «стройотряды», которые возводят амбары для хранения зерна. Амишам запрещено становиться фабричными рабочими. А вот труд фермеров, столяров или плотников не только приветствуется, но и является святой обязанностью каждого здорового мужчины. Мужчины носят черные костюмы и черные шляпы, широкие брюки на подтяжках, холщовые черные рубахи и массивные черные ботинки. А женщины одеты в длинные платья на заколках – без единой пуговицы (пуговицы запрещены: они скрывают нечто таинственное в человеке, а это недопустимо). До замужества дамам положено носить только черное, но после свадьбы разрешается надеть на голову белый чепчик. Мужчинам же по такому случаю позволено отпускать бороду и усы. Одна из причин поразительной выживаемости амишей в условиях современной цивилизации – это рекордный уровень рождаемости. В среднем семья имеет 7 детей, но есть супружеские пары, воспитывающие по 12–14 детей. [b] Семейство фермера Шмидта[/b] В Ланкастере я посетил семью амишей – потомственных фермеров по фамилии Шмидт. В семье Шмидтов 9 детей. Все они учатся в школе-восьмилетке. Занимаются там чтением, чистописанием, математикой, музыкой, изучением Библии, английским и немецким языками. Оценок ученикам в школе не ставят, чтобы среди детей не развивалось ненужного соперничества. Никаких отступлений от учебной программы не допускается, а самостоятельное чтение книг наказуемо. Как сказала мне учительница, индивидуализм, столь укоренившийся в остальной, «неправильной», Америке, портит детей, делает их чересчур независимыми. Все четко прописано и в образе жизни хозяйки семьи, Гертруды Шмидт. Она не носит ни часов, ни украшений, потому что ей не хочется выделяться роскошью среди подруг. К тому же, если она все время будет смотреть на часы, то может что-нибудь плохо приготовить на кухне. Шмидты считают, что только труд по хозяйству помогает отвлечься от вредных соблазнов и привычек. Как только ребенок проявляет интерес к чему-либо «постороннему», тут же следует строгий окрик главы семейства: «Работать можно на совесть и без лишних знаний!» [b] Куклы без лиц[/b] И все же, несмотря на отчаянное сопротивление амишей, их уклад жизни ежедневно подвергается мощнейшему влиянию со стороны окружающего мира. Чтобы покупать необходимые в хозяйстве стройматериалы, им приходится продавать на рынке выращенные овощи и фрукты, изготовленные кустарным способом одеяла, подушки и детские игрушки. В основном это куклы – причем они не имеют лиц, а их тела неправильной, а то и просто уродливой формы. Связано это с тем, что, по мнению амишей, только Бог сумел достичь совершенства, а все земные существа уродливы и жалки. Есть ли у амишей какой-либо шанс выжить в условиях бурно развивающейся вокруг цивилизации? Уже сегодня их общинам предлагают продать земельные участки за баснословные деньги, чтобы застроить их отелями и торговыми центрами. Однако «библейские послушники» пока отвергают эти предложения. – Да, мы не пользуемся достижениями мировой цивилизации. Но зачем нам все это? – спросил меня мистер Шмидт, для которого именно его страна и есть самое счастливое место на земле. [b] На заметку[/b] [i]Посетить общины амишей можно, предварительно договорившись с ними о визите. Но ехать нужно только в светлое время суток. Нельзя фотографировать амишей без их разрешения. Женщины-амиши очень стеснительны – желательно при встрече не смотреть им в глаза и уж тем более не пытаться познакомиться с ними. Сувениры, изготавливаемые амишами, примитивные и грубые, но зато таких точно нигде на свете больше не увидишь.[/i]