Кто распоряжается московской землей?

Общество

Слухи о том, что районным управам Москвы предлагается добровольно передать Минимуществу России полномочия распоряжаться столичной землей, взбудоражили городскую общественность. В подтверждение того, что эти разговоры не досужий вымысел, приводят даже некий документ, поступивший в городские органы самоуправления из Агентства федерального имущества, в котором разъясняется, что «распоряжение землями, относящимися к госсобственности, осуществляется органами местного самоуправления (МСУ) в пределах их полномочий, если иное не установлено законодательством». Кто же на самом деле распоряжается московской землей? За консультацией «Москва имущая» обратилась в Московский земельный комитет.Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» устанавливает, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 кодекса.Статья 11 ЗК РФ гласит, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.Пунктом 4 статьи 19 ЗК РФ предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 г. № 154ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (статья 6 закона).Законом г. Москвы от 28.06.95 г. (ред. от 13.07.2001) «Устав города Москвы» предусмотрено, что установление системы органов госвласти, регулирование организации местного самоуправления, собственность г. Москвы и управление ею отнесены к ведению г.Москвы. Статья 20 устава устанавливает, что в собственности города находятся земля и природные ресурсы в границах города, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности РФ или других определенных законом собственников.В соответствии с Уставом города Москвы, ст.ст. 125, 214, 215 Гражданского кодекса РФ от имени г. Москвы правомочия собственника осуществляют органы госвласти в рамках их компетенции. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени г. Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления.Законом г. Москвы от 11 сентября 1996 года № 28-91 «О районной управе в г. Москве» не предусмотрена возможность районной управы самостоятельно распоряжаться земельными участками на территории города Москвы. Осуществление управой функций и полномочий органов государственной власти возможно в соответствии с Уставом г.Москвы и законами г. Москвы после передачи их Московской городской думой или Московской городской администрацией вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.В области строительства, землепользования и охраны окружающей среды глава управы лишь вносит префекту предложения по предоставлению земель в краткосрочную аренду, по изъятию земель, а также по привлечению инвесторов для проведения торгов (конкурсов и аукционов) по продаже прав землепользования.На территории г. Москвы от имени государства землей распоряжаются органы исполнительной власти: — общей компетенции: мэр Москвы, правительство Москвы, префекты административных округов в соответствии со ст.ст. 6, 35 Устава Москвы; — специальной компетенции: Московский земельный комитет согласно распоряжению мэра Москвы и Госкомзема РФ от 07.10.96 № 371/1-РМ1-30/1967 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Московском земельном комитете и усилении мер по государственному контролю за использованием и охраной земель в г. Москве».

amp-next-page separator