Запутанные в Сетях

Общество

Ольга Николаевна всю жизнь проработала в отделе снабжения. В начале 90-х отдел был преобразован, и она, тогда 45-летняя женщина с высшим инженерным образованием, без знания языка и фотомодельной внешности, оказалась лишним человеком. Помогла подруга — пригласила на работу в американскую фирму распространять средство для похудения.— На выходное пособие я купила коктейли. Сначала попробовала сама, чтобы убедиться, что буду продавать не отраву какую-нибудь, а безвредный продукт. А потом начала предлагать его знакомым. Тогда на импортное все кидались, особых проблем со сбытом не было. Правда, я и не ставила себе цель заработать на виллу или машину. Просто не хотелось брать деньги у детей.Технология прямых продаж проста: дистрибьютор подписывает контракт с фирмой на реализацию продукции. По контракту он должен или сразу выкупить товар на определенную сумму, или может выкупать по мере необходимости и потребностей клиентов. За каждую проданную единицу товара ему начисляются баллы. За каждого человека, пришедшего на фирму по его наводке, — тоже.Так создается сеть. Чем больше баллов у дистрибьютора, тем стремительней его карьерный взлет — супервайзер, управляющий, директор и так далее. Если человек много работает, то он запросто может обогнать по баллам своего бывшего шефа («спонсора»).А за определенное количество баллов фирма платит деньги. Сейчас же в некоторых компаниях человеку, построившему две и более сети (от 20 человек), даже платят пенсию и оформляют трудовую книжку.Ольга Николаевна считает, что идею сетевого маркетинга скомпрометировали, во-первых, ленивые и неумные люди, желающие быстро разбогатеть, но не умеющие работать, и, во-вторых, фирмы, предлагающие некачественный товар.— Сейчас я работаю с несколькими фирмами, которые сама выбрала, потому что уверена в качестве и даже полезности продукта. Эта уверенность позволяет мне с чистой совестью рекомендовать его людям. Именно рекомендовать, а не «впаривать»! Хочет человек у меня купить — а я ведь привезу товар туда, куда он скажет, и тогда, когда ему будет удобно, — пожалуйста. Хочет на 30% дешевле — дам адресфирмы. Ведь если он туда приедет, то баллы за него все равно пойдут мне.Однако, как признается Ольга Николаевна, «сетевик» — профессия не из легких. Некоторые фирмы снабжают своих распространителей рекламной продукцией, помогают снять на несколько часов помещение для презентации товара, даже разоряются на рекламу в специализированных журналах (особенно это касается фирм, торгующих косметикой). Некоторые, кроме двух-трех лекций «как правильно продать», не помогают своим сотрудникам ничем. Но, будучи дистрибьютором любой из фирм, приходится забыть о нормированном рабочем дне, планировании своего заработка и быть готовым к тому, что 97 человек из 100 тебя просто-напросто «пошлют».Именно поэтому Ольга Николаевна рассматривает свою работу распространителя исключительно как подработку.Ане 23 года. Она окончила педагогический университет, но по специальности не работала ни дня. Сетевым маркетингом начала заниматься еще на втором курсе института — подруга предложила попробовать «обалденную» скандинавскую косметику.— Мне косметика очень понравилась — недорогая, а выглядит стильно, — рассказывает Аня. — Однокурсницы как у меня пудру увидели, тоже такую же захотели. Я поехала на фирму, заключила контракт, и… пошло-поехало. Продавцом я себя не считаю, скорее — консультантом. Ведь как бывает: женщина приходит в магазин и тупо стоит у прилавка, не зная, какой тон или помаду ей выбрать. Потом купит, ориентируясь на разрекламированную марку, а косметика именно ей-то и не подходит. А я помогаю выбрать то, что подходит конкретной клиентке, учитываю и возраст, и образ жизни, и тип кожи. Если после покупки женщине что-то не нравится или не подходит, меняю без проблем — мне ведь клиента важно сохранить.Став консультантом, Аня после лекций студенческих устраивала в этих же аудиториях лекции косметические. Иногда стояла в метро — ничего не продавая, а… раздавая красочные буклеты и свой домашний телефон. Сформировала свою собственную сеть (то есть подписала на контракт около 25 человек, которые, в свою очередь, продают косметику и «вербуют» других людей), сделала сайт в Интернете…— У тебя, наверное, уже вилла на Канарах есть? — сглатывая непрошеную слюну, спросила я.— Виллы нет и не предвидится, но 800— 1000 долларов в месяц я имею. Причем «чистыми», ведь налоги мы не платим. Меня уже пригласили менеджером в отдел продаж солидной фирмы — после сетевого маркетинга я все что хочешь продать могу.То, что люди идут в сетевой маркетинг не от хорошей жизни, можно понять, придя на одну из презентаций. В актовом зале детского садика собралось человек десять, пришедших по объявлению «Работа. Пом. рук. От 1000 долларов в месяц». Все средних лет, все с печатью интеллекта на лице и грустью в глазах. «Пом. рук», то есть дистрибьюторов, приносящих баллы, вербовала себе женщина лет сорока, мало чем внешне отличавшаяся от потенциальных подчиненных. Сначала мы прослушали сказку о Золушке, то бишь о ней самой, которая была-была безработной, а потом как пришла в фирму Н., как стала продавать, так и разбогатела. Потом была история о старушке, живущей сейчас в США в собственном доме, построенном на деньги от прямых продаж. А дальше нам предложили либо купить продукцию, либо подписать контракт с фирмой. Продукцией был стиральный порошок и прочая бытовая химия. Итог: после презентации не было заключено ни одного контракта:[i]- Прежде чем идти работать в сетевой маркетинг, рассчитайте свои силы: легко ли вам общаться с незнакомыми людьми, можете ли вы придумать нестандартный рекламный ход, не расстраиваться из-за неудач и иметь ненормированный график работы и непредсказуемый доход? Если вы сами себе ответили «нет», то прямые продажи не для вас.- Не будьте наивны — простой дистрибьютор, даже став директором, никогда не будет миллионером. На хлеб с маслом заработать можно, на виллу на Канарах — нет.- Сотрудничайте только с фирмами, предлагающими товар, в качестве которого вы уверены.- Не покупайте сразу товар на большую сумму. И не заключайте контракт на последние деньги — сможете ли вы их вернуть, не знает никто.[/i]

amp-next-page separator