«Щелкунчик» в ГМИИ
Выставка – это примерно такое же «письмо» вместо живого присутствия. На этот балет лучше сходить в театр, а не в музей.Благо для того, чтобы театральные декорации стали самоценными, они должны «отлежаться», а там уже будет видно, «останутся» они в истории искусств или нет. Лет через сто хорошо достать из закромов театральные эскизы Евгения Лансере или (для контраста) Наталии Гончаровой, полюбоваться мастерством художников и только потом попытаться представить: а как это было на сцене? В случае со «Щелкунчиком» и без выставки понятно, что спектакль впечатляет. Премьера балета прошла более чем успешно, декорации Михаила Шемякина уже получили нашу главную театральную премию «Золотая маска». А балетные критики уже вынесли вердикт: костюмы танцующих снежинок (нежные летящие белые хлопья на черном) настолько хороши, что следить за ногами танцоров нет никакой надобности (и возможности).«Щелкунчик» у Шемякина, впрочем, перестал быть приторно-романтическим. Гофман у него (и это ближе к оригинальному духу сказки) получился сатирический и язвительный – с кубистской улыбающейся елкой, больными зубами жителей Конфитюренбурга, зловещими «Крыселье» в кардинальских одеждах и метровыми сырами-колбасами (их таскают за собой крысы).Представленная на выставке графика – это главным образом миниатюрные эскизы костюмов, которые могли бы стать просто иллюстрациями к сказке. Эскизов общих сценических решений представлено всего несколько, и в массе работ они явно теряются. Это правильно: впечатление зрителей от эскизов декораций составляет только небольшой процент впечатлений зрителей от реальной сцены. Чтобы последнее впечатление воссоздать в музее, нужны не изящные залы МЛК, а как минимум проект «Декорации Мариинки» в Большом Манеже. Может быть, такую выставку еще придумают – к грядущему питерскому юбилею.