«Комар-в мармеладе» снова в России
Изобретатели соц-арта (это такое художественное направление, придуманное по аналогии с поп-артом, – только тот иронизировал над обществом потребления, а этот – над обществом распределения). Одни из первых художественных эмигрантов (в США они придумали компанию “Комар и Меламид Инк.” и торговали сертификатами на бессмертные души – купить им удалось в том числе и бессмертную душу главы поп-арта Энди Уорхола – непосредственно у Уорхола и за бесценок*), снискавшие себе славу за океаном (у нас о них, по свидетельству маститых арт-критиков, говорили на улице так: “Представляешь, есть художник по фамилии Комар-в-мармеладе”).Они развенчивали официоз неумолимо серьезной пародией (допустим, подписывали лозунги вроде “Слава труду” своими именами), но и к либералам-шестидесятникам особенной нежности не испытывали — разве что к иронии Ильи Кабакова. Только их ирония была направлена не против “совецкого”, а против всего “пафосного и многозначительного” вообще.Главным образом – против слова “творец”. О том, за что они его, т.е. “творца”, не любят, половина художественного дуэта в лице Виталия Комара (Меламид прилетел в Москву позже) рассказала на лекции в Третьяковке про соавторство в искусстве. На лекцию пришла, кажется, вся столичная богема. Ей Комар поведал про свое недоверие к единичному, уникальному, индивидуальному и, как следствие, тоталитарному (“творцу”). Из-за этой нелюбви, собственно, и были придуманы многие работы К&М. Например, сотрудничество с обезьянами (шимпанзе фотографировал Москву) и слонами (Рене и его собратья писали маслом на холстах). Или создание “самой желанной народом картины” в разных странах по результатам опросов общественного мнения.А еще К&М в очередной раз придумали не существовавшего художника (это вообще излюбленный прием концептуалистов). Новая их выставка, которая проходит сейчас в галерее Гельмана, посвящена сногсшибательному историческому открытию. К&М якобы нашли в архивах Исторической библиотеки следы “первого русского концептуалиста” Дмитрия Тверитинова, который смастерил во времена Петра икону из букв (на ней была вырезана заповедь “Не сотвори себе кумира”) и за то жестоко пострадал. К&М теперь икону “реконструировали” и выставили вместе с соответствующими “документами”: на больших развешанных по стенам листах представлены “копии” его допросов и прочих свидетельств существования концептуального иконоборца. В центре – само творение Комара-Меламида.Получилось красиво: почти черный квадрат с письменами. И лампада горит. По сравнению с давешними антицерковными акциями молодого поколения художников-акционистов (рубки икон Тер-Оганяном и обретения стигматов Олегом Мавроматти) выглядит безобидно и даже богобоязненно. Надпись на черном прямоугольнике благодаря хитростям славянской вязи можно прочитать как “Не сотвори себе Комара”. Так что вопрос, существовал ли на самом деле Тверитинов или нет, предполагает только один ответ.* [i]Говорят, Энди испугался, увидев одно из творений К&М: они искусственно “состарили” его знаменитое изображение банки супа “Кэмпбеллз”. На их холсте работа Уорхола предстала в руинах: они аккуратно скопировали на свое полотно его картину, но только представили ее якобы пережившей потоп, пожар, землетрясение и прочие катаклизмы.Уорхол был в ужасе, но принял “вандалов” ласково и душевно.[/i]