Альтруизм у нас не в моде?

Общество

Несмотря на то, что разные школы и направления психологии очень сильно различаются во взглядах на мораль и нравственность, все они признают основными понятия о добре и зле, добродетелях и пороках, долге, чести, справедливости. На этом строится система моральных ценностей и норм. Исследователей из Психологического института интересовали особенности этой системы у разных людей и то, как от нее зависит поведение человека.Ученые провели опросы среди жителей Москвы и Карачаево-Черкесии, среди русских и адыгейских студентов Москвы и Краснодара. Исследование включало также граждан других стран: американцев от 10 до 50 лет в сравнении с россиянами, а также китайских студентов в сравнении с русскими студентами.Во все выборки старались включать поровну мужчин и женщин и там, где это возможно, разные социальные слои населения, городских и сельских жителей.Моральные ценности оказались сходными у самых разных людей. Все согласны, что нельзя ронять честь и достоинство, надо думать об интересах общества, для всех ценностями являются семья и дети. Но любое отступление от моральных норм разрушает единодушие.Вот некоторые спорные вопросы. Прав ли человек, который считает, что он никому ничего не должен, и ни от кого не зависит? Кто несет ответственность за неудавшуюся судьбу или за плохие поступки человека — он сам или общество? Можно ли для достижения благородной цели использовать любые средства (оправдан ли пресловутый «кошелек Жеглова»)? Далее оказалось, что моральные ценности и решение моральных дилемм не всегда связаны между собой. Из того, что человек осознает как нормы морали, далеко не всегда следует, как он будет поступать в жизни. Внешнее поведение человека еще меньше связано с его нравственной сущностью: люди, способные на подлость, могут быть вежливыми и вести себя безукоризненно, а высоконравственные люди могут рассказывать анекдоты на сексуальные темы, употреблять крепкие выражения и казаться недостаточно воспитанными.Отношение к морали в большой степени зависит от этнических особенностей и даже от места проживания человека.Москвичи больше сомневаются в непоколебимости моральных норм, больше склонны к их нарушению и «самоопределению». В этом вопросе у каждого человека своя собственная система моральных ценностей. У жителей Краснодара более твердые убеждения в необходимости соблюдения норм.Сравнивая русских и кавказских жителей в Карачаево-Черкесии, исследователи обнаружили сильное влияние национальной культуры. Русские в своем моральном сознании больше ориентированы на общественное мнение: нормы нужно соблюдать, потому что «так надо», а иначе общество тебя осудит. У кавказцев сильнее выражены индивидуальные мотивы, чувство долга перед собой, понятие о чести и достоинстве. Русские в целом не склонны к мести, в то время как у кавказцев понятие «око за око» — неотъемлемая часть морального сознания.У американцев отношение к морали преломляется через твердое правовое сознание. Например, они считают, что нельзя брать чужого, поскольку этим ты нарушаешь священное право другого человека на собственность. По сравнению с ними правовое сознание россиян выражено очень слабо. Кроме того, американцев гораздо сильнее заботят интересы общества: они, к примеру, убеждены, что в цивилизованном обществе необходимо держать свое слово, иначе возникнет хаос.Для китайцев характерно строгое и догматическое отношение к морали: необходимо следовать общепринятым правилам, а не придумывать свои собственные. Они одобряют суровое наказание за несоблюдение моральных норм. Наконец, китайцы оказались единодушны в убеждении, что нельзя достигнуть благородной цели неправедными средствами.Система моральных ценностей в любом обществе, конечно, изменяется со временем.Так, в России за последние пять лет среди молодежи снизилась ценность альтруизма, широкого круга общения и крепкой семьи. В то же время возросла ценность материального достатка и самореализации себя как личности.

amp-next-page separator