Самый Чугунный из мостов

Общество

Низменное, ровное, как стол, Замоскворечье в паводки часто заливалось водой. Не избежала этой участи и одна из главных улиц Замоскворечья – Пятницкая. Чтобы спасаться от ежегодной беды, в конце XVIII века и прорыли по старице Москвы-реки Водоотводный канал, который обязан был принимать излишки весенних вод. Именно о нем так пренебрежительно упоминает М. Ю. Лермонтов в поэме «Сашка»:[i]«На Пятницкой, у самого канала,Заросшего негодною травой…»[/i]И «открывал» эту самую Пятницкую перекинутый через канал немудрящий Высокопятницкий мост. Едва справляясь с возросшим объемом гужевых перевозок, мост стал к началу третьего десятилетия позапрошлого века заметно сдавать. И взамен его в 1835 году поставили один из самых оригинальных по тем временам мостов столицы.Император Николай Павлович благоволил к инженерии, а также всячески поощрял неординарные строительные решения. Ведь именно ему Россия обязана появлением крупнейшей по тем временам в Европе двухпутной железнодорожной магистрали Москва–Санкт-Петербург…Новый мост на Балчуге, построенный по проекту инженера де Витта, был однопролетным, в 19 сажен (чуть больше 40 метров), и состоял из трех продольных массивных арочных чугунных ферм, к которым было подвешено мостовое полотно. К удивлению видавших виды москвичей, у моста не было промежуточных опор, а центральная арка разделяла полосы движения, что в те времена было делом удивительным.Замоскворецкий новосел был очень наряден: арки украшал литой орнамент, а орлы с распростертыми крыльями и вензелем императора производили неизгладимое впечатление на обывателей. Массивные фонари (по три с каждой стороны) освещали проезд в темное время суток.Примечательной была тут и мостовая: деревянная, торцовая, как в давние-давние времена. На старой гравюре хорошо видны особенности конструкции моста, а также часть Пятницкой улицы.На диковинный мост приходили специально посмотреть и москвичи, и приезжие. Дивились материалу, изяществу деталей, смелости конструкции… После сооружения нового моста даже купцы на Пятницкой заторговали веселее: зеваки заходили в лавки, делали покупки, чаевничали и обедали в трактирах… У нового моста оказался только один, причем весьма специфический недостаток. Оказалось, что низко расположенные арочные связки между фермами не давали проехать высоким погребальным колесницам, увенчанным пышным балдахином. Зато любые возы (даже с сеном или дровами) проходили спокойно.Свою службу Чугунный мост более полувека нес вполне исправно. Но ничто не вечно под луной, и в 1888 году Чугунный уступил место своему младшему собрату. А чугунные арки продали на вес, как металлолом.У новичка чугунными остались только перила, но имя он принял «по наследству». И по сию пору табличка, укрепленная при въезде на мост, рассказывает о том, чего давно уже нет на самом деле: об однопролетном мосте через Водоотводный канал, сделанном из «чистого чугуна»…

amp-next-page separator