О бедном Добрыне замолвите слово
После выхода первой части «Трех богатырей» – фильма «Алеша Попович и Тугаринзмей» – ее режиссер Константин Бронзит сетовал на сильное давление продюсеров, которые настойчиво вмешивались в творческий процесс. Тогда казалось, что Сергей Сельянов и Александр Боярский (те самые продюсеры) сами не вполне понимают, чего хотят: вроде бы требовалось нечто национальное, но так, чтобы и на западное было похоже. Спустя два года «Добрыня Никитич» – где режиссером выступил Илья Максимов, известный публике по фильму «Карлик Нос», – наглядно продемонстрировал творческое кредо студии «Мельница».«Добрыня Никитич» – это типичный второсортный американский мультфильм, персонажи которого одеты в русские костюмы. Насколько подобный подход будет близок широкому зрителю, покажут сборы, а вот кинопрокатчики уже свое активное одобрение высказали. После показа «Добрыни Никитича» в профессиональном кругу вместо предполагаемых 220 копий было отпечатано 310 (примерно такими же тиражами в России выходили последний «Гарри Поттер» и «Хроники Нарнии»).Между тем за мультипликацию нашу обидно. Даже не потому, что студия «Мельница» и Илья Максимов побрезговали ее традициями, а потому, что фильм получился уж слишком банальным. Сюжет предсказуем, характеры персонажей схематичны, гэги избиты, рисунок лишен индивидуальных черт.На весь фильм едва ли наберется две-три интересных детали, в остальном же он состоит из штампов масскультуры – хотя вроде бы с этими самыми штампами авторы пытаются играть.История русского богатыря построена по законам комического детектива, где Добрыня исполняет роль крутого полицейского, а гонец Елисей – навязавшегося ему слабака-напарника.Добрыня, как полагается, учит мальца уму-разуму в стиле «упал-отжался», а маленький хвастунишка вечно попадает в передряги и совершает разного рода ляпы – например, вместо лошади достает верблюда.Здесь даже игра со штампами, в свою очередь, являет собой штамп, поскольку осуществляется по законам и правилам, внедренным американским же кинематографом. Например, замечательным мультфильмом «Шрэк», который, собственно, студия «Мельница» и почитает главным образцом для подражания (что было видно еще по «Алеше Поповичу»).И все же создатели «Добрыни Никитича» достойны похвалы по крайней мере по одному пункту: они сделали анимационную полнометражку, которую можно смотреть. А это уже большое дело, поскольку в России отсутствуют, во-первых, традиция полнометражной анимации, а во-вторых, анимационная индустрия. Мощности, технологии и материальные ресурсы у нас на порядок скуднее, чем на Западе. В конце концов, бюджет «Шрэка» составлял 45 млн долларов, а наш самый дорогостоящий анимационный проект «Князь Владимир» обошелся в 5 млн. И тот факт, что, несмотря на бедность и прочие трудности, студии умудряются делать полный метр – это какой-никакой, а все же предмет для гордости.