Пары бензина
Очередной отпуск[/b]Отпускные цены российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на бензин в период с 1 по 7 апреля 2006 года понизились на 1,97% по сравнению с предыдущей неделей. Об этом сообщает Центр исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков (ЦИК ННР) «Кортес». Из-за высоких экспортных пошлин на нефть, введенных с 1 апреля этого года, большинство компаний обратили внимание на внутренний рынок, где тонна нефти подешевела в среднем на тысячу рублей.В результате минимальная и максимальная цены на бензин марки А-76 составили, соответственно, 13 924 рубля и 16 600 рублей за тонну, на бензин марки Аи-92 (93) – 16 313 рублей и 18 998 рублей за тонну, на бензин марки Аи-95 – 17489 рублей и 20 100 рублей за тонну. За отчетный период рыночные цены на бензин снизились на 0,35%.Отпускные цены российских нефтеперерабатывающих заводов на дизельное топливо за отчетный период снизились на 2,04%: минимальная и максимальная цены на дизтопливо составили соответственно 13 924 рубля и 18 250 рублей за тонну. При этом рыночная цена дизельного топлива выросла на 0,23%.Парадоксальность ситуации, как пояснили в «Кортес», объясняется просто: реальные продажи нефтепродуктов, совершаемые как самими нефтяными компаниями, так и трейдерами, могут производиться по ценам и выше, и ниже отпускных цен НПЗ.Столичный рынок моторного топлива живет по своим законам. С 1 по 7 апреля, согласно данным информационного агентства «Аи92», компании, контролирующие Московский нефтеперерабатывающий завод, ощутимо повысили отпускные цены на основные виды моторного топлива.Так, тонна Аи-80 подорожала на 450 рублей – до 15 500. Популярный Аи-92 отпускают на 300 рублей дороже – по 17 300 рублей за тонну. На 400 рублей выросла отпускная цена и Аи-95 – до 18 800 рублей. Дизельное топливо выросло в цене на 300 рублей (до 15 200).Если учесть, что Московский НПЗ прямо (через сеть АЗС «МТК») или косвенно (через сторонних трейдеров) снабжает бензином 60% топливного рынка Московского региона, подорожание может нанести серьезный урон кошелькам столичных автовладельцев. Ведь ни одна АЗС не будет торговать себе в убыток, и даже при нулевой марже простым арифметическим действием можно получить среднерыночную стоимость бензина в Москве:Аи-92 – не ниже 17,35 рубля за литр, Аи-95 – не менее 18,9 рубля за литр. И это не предел: по мнению аналитиков, бензин в Москве продолжит дорожать, так что стоимость литра «девяносто второго» к декабрю может приблизиться к 20 рублям за литр.Дело в том, что у ОАО «Московская нефтегазовая компания», контролирующего МНПЗ, собственной нефти пока нет – на завод отгружается нефть, купленная на внутреннем рынке «по остаточному принципу» – из того, что не было продано за рубеж и, соответственно, по достаточно высоким ценам. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко косвенно подтвердил этот факт: «Московский НПЗ всегда покупает нефть на внутреннем рынке в среднем на 500–700 рублей дороже, чем среднерыночные цены. Скажем, при стоимости нефти в марте 6500 рублей за тонну закупочные цены МНПЗ составляли 7300 рублей. Потом они слегка понизились – до 7200. Я не могу сказать, с чем это связано: это внутренние договоренности поставщиков и владельцев завода».«ВМ» решила выяснить, какие факторы оказывают влияние на «бензиновую» розницу. Дмитрий Долгов, пресс-секретарь компании «ЛУКОЙЛ» рассказал: – На рост розничных цен на внутреннем рынке влияет множество факторов. Наш рынок слишком уж «завязан» на мировых ценах на нефть. Растут цены на мировом рынке – растет налог на добычу полезных ископаемых. Чтобы реально снизить цены на внутреннем рынке, правительству можно было бы или снизить налог, или изменить процесс его взимания. Например, продаешь нефть за границу – платишь по максимуму, используешь ее на внутреннем рынке – по минимуму. Сейчас на цены влияют экспортные пошлины. Еще один фактор: рост сезонного спроса. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и заметный рост тарифов на услуги естественных монополий – электроэнергию, железнодорожные перевозки, трубопроводный транспорт – крупными потребителями которых являются нефтяники.Григорий Сергиенко считает, что обращение премьер-министра Михаила Фрадкова о «замораживании» цен на топливо свидетельствует об отсутствии реального нефтяного рынка. «Если бы в России существовал развитый и конкурентный топливный рынок, то он сам бы себя регулировал. А условия для этого государство должно формировать через спрос, налоги, пошлины или преференции, – говорит эксперт. – Но регулировать надо только через экономические законы, а не пальцем грозить».