Фонтенбло на Волхонке
В ГМИИ очень хотели «развести» выставки, потому что цели у них абсолютные разные (первая – о достоинстве отечественной реставраторской и искусствоведческой школы и приурочена к выходу большого «французского» каталога ГМИИ, вторая – просто о мало известных нам сокровищах зарубежного музея).Но это для специалистов. А для публики подобное стечение обстоятельств – большая удача: когда еще случится в Москве такой галльский пир духа и такое количество французов (в смысле – полотен) будет выставлено под одной крышей в дополнение к основной экспозиции? Картины французов XVII века из собрания Пушкинского, выставленные сейчас в Белом зале, — это достойные работы. Не в смысле – вершина человеческого гения (до художников Возрождения или Рембрандта далековато), но в смысле – хорошие, а иногда даже программные произведения художников, творивших в этот период во Франции.Можно спорить о том, стала эпоха Людовика XIV расцветом для живописи во Франции или не стала (слишком сильна была фламандская школа, слишком притягательным для художников был Рим). Однако XVII век – это «школа Фонтенбло», Клод Лоррен, Никола Пуссен. Антуан Ватто в Париж приехал (точнее, по бедности, — пришел пешком) после 1700 года, и поэтому в экспозицию не вписался, но его корни тоже там, в XVII веке. А что Пуссен долгие годы жил в Италии – так ведь он не перестал от этого быть самым знаменитым французским академиком-классицистом (в конце концов даже французского художника Ван Гога у голландцев не отнимают).Пуссен, о котором современники писали: «Он был достоин не только заниматься живописью, но и управлять государством, если бы уделил столько же внимания политике и финансам, сколько уделял своему искусству», был истинным воплощением своего времени. Времени, когда даже ужасающее должно было выглядеть «подобающим образом» (лорреновский пейзаж 1639 года: Марсий, с которого сдирает кожу разгневанный Аполлон, не перестал называться «лирическим»).Некоторые работы уже успели «засветиться» в основной экспозиции (Дюбуа). Некоторые незнакомы: анонимная «Сводня», например. На выставке можно пройти от малоизученного Жана де Труа и Элизабет Софи Шерон (она да еще Юдифь Лейстер из Гарлема – вот едва ли не все тогдашние дамы-художницы) к Себастьяну Брудону, Жану Франсуа Милле и Шарлю де ла Фоссу.