Открой Судьбе дверь

Развлечения

Роман Рота, по которому снят выходящий в прокат фильм “Запятнанная репутация”, – как раз история человека, порвавшего с темнокожей родней и сделавшего головокружительную карьеру профессора литературы. В те годы Америка была сегрегированной страной, уточняет Филип Рот, и так поступали многие… Профессор Колеман Синк всю жизнь успешно выдавал себя за еврея. Однажды, проверяя явку студентов на его лекцию, он слегка возмутился постоянным отсутствием двоих и публично пошутил, назвав их “чернушками” – на языке старомодных филологов это означает “невидимки”, “призраки”. Но два нерадивых студента, как на грех, оказались афроамериканцами и подали в суд. Профессор в ярости ушел из колледжа, и в тот же день его жена умерла от сердечного приступа.Казалось бы, этого уже достаточно, чтобы считать произошедшее наказанием судьбы. Но Филип Рот – и вслед за ним постановщик фильма Роберт Бентон – подчеркивают, что имеют дело с Судьбой с большой буквы, модификацией античной трагической судьбы. Ибо именно такое, почти смешное проявление ненавидимой профессором американской политкорректности послужило причиной встречи, круто изменившей жизнь Синка и закончившейся его гибелью.Еще так недавно преуспевавший ученый, оказавшись вдовцом не у дел, влюбляется в опустившуюся женщину, которую всю жизнь преследовали несчастья. Влюбляется всерьез и вынужден вникать в ее страшную историю с мужем – ветераном вьетнамской войны и двумя детьми, сгоревшими в пожаре. И мир благоустроенной и спокойной Америки, куда пробился-таки афроамериканец, скрывший свое происхождение, сталкивается с миром совсем иной Америки – жестоким, неустроенным миром агрессии.Это столкновение катализирует воспоминания профессора о своей молодости, разрыве с семьей, о неискупимой жертве, принесенной во имя карьеры. Сложность и жизненность сюжета в том, что иначе было нельзя. Отец Колемана всю жизнь проработал официантом в поездах.Возможно, он бы понял сына. Но мать и братья не одобрили его отказа от своей расы. И история, случившаяся с профессором на закате его дней, действительно выглядит возмездием за тяжкий грех отказа от своей идентичности – в том самом, античном смысле.Знаменитый Энтони Хопкинс изо всех сил играет этот поединок сильного, недюжинно одаренного, жадного до жизни стареющего мужчины с настигающим его роком. Одного не понимает профессор Силк – что человеку послабее его жестокая жизнь с легкостью переламывает хребет, как и случилось с его любовью Фонией (прекрасная работа Николь Кидман)… Но, эпизод за эпизодом обрастая тяжелой “социалкой” – тут и вьетнамский синдром, и педофилия в американской “глубинке”, и невидимые, но непереходимые социальные барьеры, – трагическая и строгая линия Судьбы утрачивает прямую остроту… И к финалу героев ведет все-таки не изначальная трагическая вина, а свойственная мелодраме цепь эффектных сюжетных ходов.Режиссер фильма Роберт Бентон – один из старейших мастеров кино США. Он приложил руку к созданию великих фильмов, например, писал сценарий знаменитого “Бонни и Клайд”, но его негромкая слава постановщика основана на мягкой мелодраме “Крамер против Крамера”.И наши, российские, зрители обратили в свое время внимание на неторопливую, изящную режиссуру “Крамера”, такую органичную для исследования семейных проблем и любовных перипетий. В “Запятнанной репутации” Бентон не изменил себе. История, так поразившая Филипа Рота, что он написал по ней трагический социально-критический портрет Америки последнего полувека, у Бентона выглядит скорее любовной мелодрамой с эффектным довеском в виде пакета наболевших социальных проблем. Впрочем, это не слишком большой недостаток – фильм захватывает, смотрится легко, и элементы социальной критики вполне мирно разбавляют доставшийся от романа нарочитый психологизм.

amp-next-page separator