Увидим ли мы “Тихий Дон” Бондарчука?
Но сначала о том, что такое Институт итальянской культуры в Москве. Его с недавних пор возглавила Анджелика Карпифаве, выпускница Сорбонны, молодая энергичная красавица. Недаром ей удалось уговорить министра иностранных дел Франко Фраттини, находящегося в России с официальным визитом, посетить ее московские пенаты и благословить их. Планы ее идут далеко, и Фраттини, сраженный обаянием Анджелики, публично выслушал ее долгую содержательную речь.Небезынтересно и нам узнать, что в Институте открылись курсы итальянского языка на 250 студентов. Вместе с Институтом мировой истории РАН создается Центр истории исследований.Открывается библиотека итальянского искусства. Целый проект посвящен великой актрисе Анне Маньяни. Пройдет фотовернисаж Паоло Порто и выставка “Микеланджело: между Римом и Флоренцией”. Возможно, даже рисунков Леонардо да Винчи. В мае–июне приедет оркестр Ла Скала под управлением Риккардо Мути. Ждите также оркестр “Санта-Чечилия” и оркестр Рима и Лацио. В мае же Анджелика привезет в Москву великого дирижера Карло Марию Джулини – справить здесь его 90-летие с участием русского оркестра и итальянских звезд-солистов.Видно, что правительство Италии весомо поддерживает посла своей культуры в России. “Я очень ценю, что все это она делает не для элиты, а для народа!” – подчеркнул министр. Да и мэр Москвы Юрий Лужков, по словам Анджелики, предоставляет ей большой простор для деятельности.А теперь о фильме Бондарчука. Недаром, кроме известных личностей – Юрия Любимова, Владимира Наумова и Юлии Хрущевой, на приеме присутствовали скромные, не узнаваемые в лицо родственники Михаила Шолохова. А также Людмила Комарова, директор Детской школы искусств им. Балакирева Юго-Восточного округа, где вот уже три года проводится фестиваль “Шолоховская весна”.Внук писателя Андрей Митрофанов (сын Марии Михайловны) полон надежд на то, что последний фильм Сергея Бондарчука, зависший где-то в недрах итальянского юридического крючкотворства, все же окажется в России: “Фильм снимали, в частности, на хуторе Калининский Шолоховского района, с которого писался “Тихий Дон”. Как я понимаю, картина застряла в Италии в счет погашения долгов итальянской стороны. Федор Бондарчук пытался вести какие-то переговоры, но чем они завершились – не знаю”.Напомним, что в начале 90-х годов Сергей Бондарчук снял “Тихий Дон” совместно с итальянцами. Предполагалась двухчасовая киноверсия и 10-частный телесериал. После распада СССР продюсер Виченцо Рисполи объявил свою фирму банкротом. В 1994 году Бондарчук умер, а в 95-м Рисполи предложил России купить “Тихий Дон” за 4,5 млн. долларов, но получил отказ.Сейчас часть смонтированного фильма – кажется, на студии “Чинечитта”. Пленка принадлежит, кажется, банку “Национале дель лаворо”, получившему ее в компенсацию долгов. Звуковой материал – кажется, в Лондоне… А у нас-то что? И когда? Перекрестившись, чтоб не казалось, настраиваю Андрея Владимировича набраться храбрости и подойти к министру. Неужели фильм так и завяз на 10 лет в судебной тяжбе о банкротстве? Тем более что г-н Фраттини – видный деятель итальянской юриспруденции и один из самых молодых адвокатов Итальянской республики. А Андрей Владимирович – все-таки родной внук лауреата Нобелевской премии. Но по лицу министра, хоть и благожелательно настроенного, было заметно, что он не заинтересован сейчас в подробном ответе: “Я делаю все возможное!” Рассматривался ли в Москве вопрос на правительственном уровне, осталось неясным.Однако по тому энтузиазму, с которым Анджелика ворвалась в культурную жизнь Москвы, можно надеяться, что она этого дела так не оставит. В конце концов, зачем тогда ей было приглашать на коктейль Шолоховых? Нет, вот она-то явно полна решимости довести дело до конца. И, кто знает, может, маленький итальянский центр в Большом Козловском переулке однажды навсегда войдет в историю нашего киноискусства.