Что будут показывать детям в дни каникул

Развлечения

Скоро Новый год, елки, праздники. Каникулы! Hаверняка (а может, и не факт) наше телевидение вновь порадует нас рубрикой «В дни школьных каникул», где будут крутить детские фильмы. И наверняка – старые, добрые. Советские. Сказки Александра Роу, Надежды Кошеверовой, Ильи Фрэза... Или американские. Потому что новых и современных НАШИХ (если не считать сериалов типа «Кадетство») что-то пока не видать. Но, может быть, не все так безотрадно, может, это до нас, зрителей, детские фильмы не доходят, а на самом деле они есть, снимают, а телевидение и прокатчики не спешат нам показывать? Чтобы прояснить ситуацию, наш корреспондент обратился к президенту Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества Ролана Быкова Армену Медведеву. – Когда-то бытовало такое утверждение: кино для детей надо снимать, как для взрослых, только лучше! На ваш взгляд, оно очень устарело? – Знаете, у нас всегда были люди, такие как Ролан Антонович Быков, которые тему детства никогда не оставляли. Другое дело, что в 90-е годы до многих вещей, в частности до детского кино, не доходили руки. Прежде всего очень болезненно происходила смена поколений. Многие большие драматурги, актеры и особенно режиссеры, которые делали детское кино, по призванию занимались этим, ушли из жизни. А организовать процесс восполнения кадров просто не было тогда ни средств, ни возможности. Вообще, хочу сказать, если бы не государственная поддержка, то наше кино умерло бы как индустрия, а на картины для детей оставались такие копейки, что нормальное кино нельзя было вытянуть. Сейчас ситуация меняется… – Вы считаете, что выросло новое поколение кинематографистов, готовых снимать детские фильмы? – Их имена пока не на слуху, они еще не успели так заявить о себе, как их предшественники, но такие люди и организации есть. Первая, которую назову, – это кинокомпания «Ракурс», возглавляемая одним из старейших наших кинематографистов Виталием Игнатьевичем Сидоренко, последние десять лет он не отходит от детской тематики. И очень важно, что начинают решаться вопросы финансирования, в частности Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Потому что конкурировать с западными фильмами очень трудно. Тут же оговорюсь, что не надо делать в этой связи из американского, японского и вообще зарубежного кино какой-то жупел, который мы должны преодолеть или от которого должны защититься! Мы даже должны в какой-то степени быть им благодарны, потому что именно на популярности мультипликационных фильмов, фильмов фэнтези, пришедших к нам из-за рубежа, дети вернулись в кинозалы. И анекдот про мальчика, который пришел в кино и говорит маме: «Смотри, какой большой телевизор!» – уже устарел. Я вовсе не склонен утверждать, что все наше лучше, чем все их. Нельзя же представить круг чтения ребенка без зарубежной классической и современной литературы, как нельзя представить, что театр будет держаться только на российском репертуаре! – Все-таки почему зарубежные детские фильмы смотрят больше? Детский такой вопрос… – Они технологичнее, они качественнее. На Западе очень вкладываются в рекламу и продвижение – а у нас на это иногда не хватает сил. И если будет расширена государственная поддержка производства детских фильмов, то мы уже сможем не ограничить действующую площадку школьным классом или двором, а у нас сейчас зачастую только так и снимают. Опять вопрос бюджета, денег… Еще одно из направлений, чем, собственно, наш фонд и занимается, – мы собираем своеобразный банк идей, в будущем году мы будем при поддержке государства проводить очередной конкурс сценариев и заявок детских фильмов. Два таких конкурса мы уже провели. – И как впечатление? – Не буду хвастаться тире врать, что результаты были ошеломляющие. Что мы открыли столько нового! Наоборот – по первому конкурсу я обнаруживал сценарии, которые читал, когда еще работал в «Госкино». То есть люди вынули из письменных столов то, что тогда не прошло, и, как бы перелицевав, решили реанимировать. Это неправильно! Это глупо! Ребенок, вернувшийся в кино, – это уже качественно другой зритель. И с ним надо разговаривать по-новому. Если брать результаты второго конкурса: 10 процентов от того, что присылалось, заслужило внимание, и только 7–8 процентов от того, что привлекло внимание, пошло в реализацию. – Так мало?! Почему? – Причины здесь и финансовые – некоторые сценарии трудно перенести на экран на те деньги, которые имеются. И в людях – студии не могут найти режиссера. Этим мы опять замыкаем круг и возвращаемся к теме дефицита кадров. Тем не менее такого вида конкурсы стимулируют движение идей на поприще детского кино. Надо всеми силами – а это не только материальная, но и моральная поддержка – поощрять людей, которые в этих условиях посвящают себя детям. Поэтому мы не зря 5–6 лет назад возродили Международный фестиваль детских и юношеских фильмов, который был создан Роланом Быковым. Первые пару лет у нас была проблема со зрителями. Тогда еще не привыкли ходить в кино, но в прошлом году фестиваль уже нас порадовал полными залами. – Ваш фестиваль открывается… – 22 декабря. И я надеюсь, что он уже станет постоянным. Всего в программу войдут не менее 25 фильмов, 15 зарубежных лент. 10–11 фильмов – это премьеры. Из них две картины, непосредственно детские, участвуют в конкурсе, и еще одна – в конкурсе «Наши дети», где картины адресованы больше педагогам. «Панорама» – это фильмы, которые не могут быть включены в конкурсную программу по каким-то формальным признакам. «Ретроспектива» – будут отмечены фильмы, очень хорошо известные или, наоборот, трудной судьбы. Например, картина «Школьный вальс» Павла Любимова. – Что значит «непосредственно» детские? – Часто путают понятия фильмы «для детей» и «с участием детей». Мне очень понравился фильм «Ярик», но, строго говоря, он для взрослых. Эта путаница опасна невинным очковтирательством. Мы можем говорить: «Сколько у нас детских фильмов: «Ванечка», «Итальянец»!» Да, это действительно яркие, талантливые фильмы, но – именно! – «с участием» детей. Фильмы полезные. Но все-таки долг перед детьми и непосредственно перед малышом от этого не уменьшается! – Ваш фонд будет вручать какие-то премии? – Традиционно на открытии фестиваля будут вручены премии фонда людям, которые зарекомендовали себя на поприще детства: в творческой, педагогической социальной деятельности, политике. Раньше были государственные премии в области детского творчества, сейчас таких премий нет. Поэтому мы объединились с рядом организаций в области детских фестивалей. И в этом году создан Президентский совет фестивалей фильмов для детей, который 17 декабря проведет вручение профессиональных премий людям за работу для детей в области аудиовизуальных искусств: кино, телевидение, компьютер и т. п. Это будет ежегодная премия при поддержке правительства Москвы. – Как вы относитесь к понятию «семейный фильм»? – Понятие не бесспорное. Представьте себе дедушку и внука, одинаково реагирующих на фильм в зале… Не знаю, но мне кажется, не может быть, чтобы люди разного возраста смотрели и воспринимали все одинаково. Но с другой стороны, фильм – это праздник, который семья организует для своего ребенка. Так что не правы те мамы, которые, приходя в кинотеатр, запускают детей в зрительный зал, а сами сидят за кофе и щебечут о своем, о девичьем. Они должны быть рядом с ребенком. Они лучше поймут его, что ему нравится, что нет. Проникнутся его настроением, помогут понять – они будут ВМЕСТЕ! Если взрослые, которые интересуются проблемами детского кино, начнут приходить в кинозалы на детские сеансы не просто, чтобы удовлетворить свое любопытство, а чтобы понять разум и душу современного ребенка – это будет очень полезно. – Куда дальше идут фестивальные фильмы? – Очень многие фильмы, которые мы включаем в нашу фестивальную программу, показанные и отмеченные на фестивале, потом выходят в прокат. В этом смысле фестиваль достигает разных регионов и городов. Но это касается только тех фильмов, которые куплены нашими прокатными организациями. Кстати, это опять к тому вопросу: почему мне хочется видеть на нашем фестивале взрослых. В том числе прокатчиков. Может быть, таким образом повысится удельный вес детских фильмов в репертуаре кинотеатров. – А сам фонд выступает как инвестор или производитель фильмов? – Да. «Тайна сибирской княжны» Владимира Грамматикова, создан при участии фонда. Не буду из суеверия пока говорить, но еще над двумя-тремя проектами мы сейчас работаем.

amp-next-page separator