Реклама в метро - опасно для здоровья

Общество

На станции в вагон метро зашла неприметная девушка и легкой тенью проскользнула по проходу. В одно касание, быстро и точно, словно робот, она расклеила над дверями вагона с десяток мелких стикеров-объявлений и вышла на платформу. Через считанные секунды девушка вернулась обратно, замкнутая в клещи парой мощных дам в униформе метрополитена. Работницы подземки хорошим русским языком отчитывали «нахалку», попутно срывая наклеенные ею листки. На следующей станции нарушительницу поджидали милиционеры… Это лишь эпизод незримого боя, что давно ведется под землей. Его результаты очевидны для пассажиров. Если на стене вагона неряшливо болтается крошка-стикер – очко в пользу расклейщиков и их нанимателей. Если в поездах «чисто и светло» – победа за милицией и метрополитеном. Армия бумажных «паразитов» В объявлении один, реже два номера телефона (как правило, сотовых) и краткое предложение услуги из стандартного набора. Пассажирам предлагают сделать регистрацию и даже стать гражданином России, получить медкнижку для работы, оформить больничный лист и т. д. Поразительна легкость, с которой, оказывается, можно обрести заветные справки и корочки. Похоже, в метро орудуют всесильные подземные гномы, успешно конкурирующие с самим государством. И на их стенную агитацию, судя по ее живучести, имеется устойчивый спрос. Впрочем, как заверил замначальника милиции общественной безопасности УВД на Московском метрополитене Максим Мошкин, никакой мистики в происходящем нет. Налицо – массовый обман граждан вполне земными мастерами фальшивок. В подручных у них сотни расклейщиков запрещенных рекламок, которые и знать не хотят, на кого конкретно работают. – Свое задание на расклейку, пачку объявлений, распространители ежедневно получают у анонимных курьеров фирм, – говорит полковник милиции Мошкин. – В том-то и трудность, что мы ловим за руку рядовых исполнителей, которым, по существующим законам, невозможно предъявить серьезное обвинение. Нам нельзя надолго их задержать, да что там – даже протокол составить. К сведению читателей сообщаем: в действиях против расклейщиков-нелегалов милиция юридически почти безоружна. Таких статей в Административном кодексе страны попросту нет. Единственно спасительный в данной сфере документ – Закон г. Москвы «Об установлении ответственности за нарушение правил пользования Московским метрополитеном». Согласно ему за расклеивание объявлений без разрешения администрации метрополитена полагается штраф в два минимальных месячных размера оплаты труда, то есть всего лишь в 200 рублей. Эту невеликую сумму наниматели охотно выдают расклейщикам заранее на случай «провала». После уплаты штрафа в кассу метро задержанного отпускают с миром. Разумеется, вскоре он возвращается в подземку с очередной партией бумажных «паразитов». «Музейные» нравы Кстати, как выяснилось, среди работников стикера – сплошь и рядом студенты юридических вузов, отлично осведомленные о своей фактической безнаказанности. Один из них, по имени Юрий, рассказал об издержках профессии: – Когда милиция ловит, неприятно, конечно, и время теряешь при оформлении квитанции штрафа. Но сами понимаете, стипендия маленькая, а для подработки ничего лучше не придумать. Обычно я успеваю все расклеить с утра, перед лекциями. Юрий назвал нам и конкретные суммы своего дохода, но полковник Мошкин попросил нас не обнародовать их. Пожалуй, слишком привлекательным покажется многим это занятие, от которого у милиции сплошная головная боль плюс жалобы недовольных пассажиров. – Наши люди, по традиции, воспринимают метро как музей и хотят видеть в нем музейную чистоту, – отмечает Максим Мошкин, – Но я не могу понять взрослых, здоровых мужиков, которые жалуются в милицию на расклейщиков, вместо того чтобы доходчиво вразумить их. Трудно не согласиться. Тем более, что у стражей порядка хватает забот по поиску и «вразумлению» хозяев бизнеса, промышляющих подделкой документов. Не так давно удалось задержать группу из 10 человек, фабриковавшую всевозможные виды официальных бумаг – миграционные карты, разрешения на трудовую деятельность и т. д. Не брезговали умельцы и подделкой билетов для проезда в метро. География дела оказалась шире границ мегаполиса, аферисты базировались на территории Подмосковья. Против них возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Преступникам грозят реальные тюремные сроки. Рублем и автодозвоном Но такие успехи правоохранителей пока достаточно редки. Мошенники – скользкая добыча, умеющая находить прорехи в сетях закона. Куда чаще перед Фемидой предстают граждане, соблазненные стикерами-зазывалами. Поддельные бланки, как правило, легко определяются невооруженным, но наметанным взглядом специалиста. С той же легкостью владельцы купленных фальшивок попадают под статью 327 УК за использование заведомо подложного документа. Зачастую это приезжие из стран СНГ, которых незнание российских законов никак не освобождает от ответственности. Несколько лет назад столичный метрополитен в борьбе с рекламным подпольем решил воспользоваться опытом китайских пиарщиков. По номерам нелегальных объявлений специальная система автодозвона неустанно ведет психическую атаку. Жутким голосом она напоминает абонентам о незаконности их деяний, а заодно блокирует телефоны для звонков клиентов. Но даже мощная современная техника не в силах победить докучливое зло подземки. Милиционеры считают – лучшее оружие против него, как всегда, экономическое. Если бы на порядок были увеличены штрафы за расклейку, то наверняка и стикеры из вагонов вскоре бы исчезли. И, кстати, новый Кодекс города Москвы об административных правонарушениях предусматривает за расклеивание без письменного разрешения руководства метрополитена объявлений, плакатов и другой продукции информационного и рекламного содержания штраф для граждан в размере 500 рублей. Эти санкции вступят в силу с 1 января 2008 года. Насколько они окажутся действенными, покажет время. Пока в реалиях у милиции метро – бесконечная погоня за «стикероносцами» по замкнутому кругу. И по-прежнему актуален анекдот: «Принимаем на работу расклейщиков объявлений для расклейки объявлений о приеме на работу расклейщиков объявлений» Справка ВМ: -С начала года в московском метро были проведены 42 рейда против распространителей несанкционированной рекламы. -Задержаны и оштрафованы 1496 расклейщиков. -Милиционерами и службами контроля метрополитена пресечена расклейка 603 тысяч нелегальных объявлений.

amp-next-page separator