Виктор Лифшиц: Ради музыки я бросил науку

Общество

Виктор Лившиц на встрече с корреспондентом “Вечерки” оправдал все слухи, которыми щедро снабдили вашу покорную слугу коллеги. Он, действительно, двоюродный брат бывшего министра финансов, бросил науку ради джаза. Сегодня он по полгода живет в Коктебеле (там проходит международный джазовый фестиваль – прим. Авт.) и потихоньку налаживает “джазовый бизнес”. Но самое главное – Виктор очень добрый и искренний человек, общаться с которым – одно удовольствие. Впрочем, судить вам.– Виктор, давайте с самого начала. Помните себя в детстве?– Конечно. Многие люди, глядя на мои детские фотографии, поражаются – “как из такого хорошенького маленького поросеночка вырос такой экземпляр” (смеется).– Как в этом безоблачном мире появилась музыкальная школа?– Мама отвела. Она видела меня почему-то дирижером, а я страшно этому ее желанию сопротивлялся. Было пролито немало моих слез и потрачено маминого здоровья, а все потому что меня заставляли заниматься, когда мне хотелось играть в футбол.– Не жалеете сейчас, что занимались музыкой, а не футболом?– Жалею, что мало занимался музыкой.– Правда ли то, что в музыкальную школу вы ходили вместе с Геннадием Хазановым...– Он помнится мне мальчиком небольшого такого росточка в красном галстучке. Время, когда мы плотно общались – это 4-5 класс. Встречались после школы, ходили даже на какие-то концерты вместе. Сейчас наше хорошее знакомство продолжается, а когда мы встречаемся, Хазанов кричит всем, кто есть поблизости – “О, он писал лучше меня диктанты!”. Я у него их списывал.– Как джаз появился в вашей жизни?– Придя как-то в ДК на какую-то репетицию очередного капустника, я вдруг из коридора услышал буги-вуги. Я буквально взорвался, полетел на звук, открываю дверь и вижу – сидит паренек (до сих пор помню его фамилию – Лузгин) и потрясающе играет, и как-то по-особенному двигается при этом. Я к нему как ошпаренный бросился, мол, покажи. Джаз тогда мне показался звуками трубы архангела Гавриила.– Ну а дальше? Вы же были студентом, ну услышали джаз, ну и пошли себе дальше... Тем более вы вскоре попали в армию...– Я не просто услышал джаз, а заболел им. Когда служил в Хабаровске... ну что сказать?– это были одни из лучших лет моей жизни. У нас был отличный коллектив джазовый, я много в нем играл. Помню, когда я получил свою первую зарплату, я всю ее потратил на приобретение катушечного магнитофона. И услышал Эллу Фиджеральд в записи. Как я тогда не получил инфаркт – не понимаю.– Как ваши друзья и близкие отнеслись к увлечению джазом, ведь и тогда, и сейчас джаз – не самая массовая музыка...– Сейчас не так, как было тогда. Сегодня джаз – не массовая и вообще никакая музыка, а в мое время она была элитной. Так что все относились к моему увлечению с уважением. Сейчас – сочувственно.– ???– Знаете анекдот? Один новый русский с компанией пришел в ресторан очень поздно и потребовала живой музыки – “или всех поубиваем”. В ужасе хозяин дозвонился знакомым джазовым музыкантам. Они приехали и стали играть. Новый русский послушал-послушал, подошел к музыкантам и так, очень сочувственно сказал – “ну парни, ну ничего, научитесь вы играть...”. Этот анекдот очень любят джазовые музыканты. И он в тему вашего вопроса.– Вы этот анекдот где услышали?– В своем джазовом клубе, который, к сожалению, больше нет. На этот клуб я потратил большие средства и вложил много души, мне казалось, что он станет самым лучшим в стране, но не сложилось.– Почему, можете рассказать?– Могу. Откровенно не получилось ведь. Потому что музыка эта не востребована теми людьми, которые едят котлеты. Те, кто любят джаз, это или постаревшие люди, которые с удовольствием приходят, но не могут ничего заплатить. А ведь это коммерческое предприятие, а приносило мне одни убытки. Пришлось переквалифицироваться.– Уехав в Данию и став бизнесменом? Почему именно туда, Виктор?– Мне как-то задал это вопрос приятель, и я ему сказал – “Родину не выбирают”. Он очень смеялся. На самом деле, я был женат на датчанке, и поехал туда, к ней, в надежде найти там себя. Я уезжал в то время, когда перестройка начиналась в форме лозунгов Горбачева о том, что экономика должна быть экономной. Никто не мог подумать, во что это выльется.– Дания вам нужна была, как считаете сейчас, по прошествии лет?– Есть такая пословица “самое завидное состояние – быть иностранцем в своей собственной стране”. И вот в те годы, что я провел в Дании, я был в таком состоянии.– Признайтесь, Виктор ваш знаменитый брат вам не помогал?– Он мне как-то сказал – “если хочешь, чтобы я тебе помог, то знай – это возможно только в одном случае – если ты сделаешь то-то полезное для страны. У нас одна фамилия. Я не хочу, чтобы потом говорили, что я помогаю тебе по родственной линии”! Он большой молодец. Честный и добрый человек. Только вот джаз не любит. Поэтому к моему , так скажем “джазовому бизнесу”, отношения не имеет.– Как с этим бизнесом сочетался джаз?– Джаз был со мной всегда, и не всегда это приносило мне пользу. Научная работа моя страдала. Когда встала четкая альтернатива – я выбрал джаз. Потому что, запомните, с наукой увлечение джазом несовместимы. Чтобы кем-то стать и в джазе, и в науке нужно ой как много времени.Рано или поздно придется выбрать.– Борьбу между физиком и лириком и сейчас продолжается?– Да. Я все больше занимаюсь делами, а играть хочется постоянно. Я создал джазовый клуб на Украине, в Коктебеле. Мы в книгу Гинесса попали – более 100 дней подряд играли джаз. Это правда.– Конкуренция выросла?– В России она растет, но все равно не на таком уровне, что в Америке. Там в центре Нью-Йорка это просто мясорубка какая-то, все лучшие музыканты борются за звание самого лучшего.– Как думаете, есть у всех этих лучших и самых лучших музыкантов объединяющая черта?– Безусловно. Любовь к джазу. Все остальные черты разнятся. Это я точно знаю. Похожих людей не бывает.– Как думаете, какое самое лучшее определение джаза?– Свобода.– Что есть в джазе, чего нет в никакой другой музыке?– Импровизация. Джаз – это всегда акт творчества, классику играть значит интерпретировать чужую музыку, а джаз – творить самому.– Вы считаете себя специалистом в джазе?– Нет, я знаю по джаз много, но не всё. И думаю, что никто не знает.– Что сейчас в планах?– С ансамблем “4 тенора” сейчас обсуждаем вопрос турне. Еще я играю с выдающимся музыкантом Сергеем Головней. Жаль, что он не так известен, как другие, куда менее достойные музыканты. Мы, начиная с мая, 4 месяца музицируем в Коктебеле. Приглашаю всех читателей “Вечерней Москвы” к нам на огонек.– Вы все время в разъездах, я так и не поняла, где ваш дом?– Если говорить терминами милиции, то я прописан в Дании в Копенгагене, живу также в Италии в Испании, часто бываю в Москве и на Украине.– Как привлечь человека к джазу?– Слушайте джаз! Вам понравится рано или поздно!Виктор Лифшиц, двоюродный брат бывшего министра финансов, родился в обеспеченной семье – отец был генералом, мать музыкантом. У него было безоблачное обеспеченное счастливое детство, и неплохие перспективы стать ученым, но он бросил науку ради джаза.Сегодня бывший российский подданный, блестящий пианист и джазмен Виктор Лифшиц является датским бизнесменом. Но это не помешало ему создать первый в России частный джаз-бэнд, с которым он почти пять лет гастролировал в России и странах бывшего СНГ.“Джаз – это, прежде всего, свобода, свобода выражения и свобода творчества. Поэтому это искусство стало интернациональным” – говорит маэстро.

amp-next-page separator