Имени Мусы Джалиля

Общество

…ЭТА школа уникальна не только для Юго-Восточного округа, где она находится, но и для всей Москвы. Достаточно сказать, что в среднюю общеобразовательную школу с этнокультурным татарским компонентом № 1186 имени Мусы Джалиля родители иной раз возят детей через весь город и даже из ближайшего Подмосковья.Здесь учатся 300 человек, а по словам директора школы Леммы Исхаковны Гирфановой, несмотря на то что школа с татарским компонентом и татарский язык изучается в ней очень серьезно, как и татарская культура, учатся здесь и русские, украинцы, дагестанцы, турки – всего около 20 национальностей. Учительский коллектив тоже многонациональный.– У нас самая замечательная школа, в моем классе учатся лезгины, дагестанцы, девушка из Памира – очень много национальностей, и все мы дружим! У нас вообще очень спокойная, добрая атмосфера! – говорит старшеклассник Максим.А вот Келбихан, лезгин по национальности, занимается национальной борьбой, и это видно с первого взгляда. Задаю провокационный вопрос: «Между собой в классе не деретесь?» Келбихан потоптался, глядя в пол, и наконец ответил: «Нет… Здесь строго очень».Вот и пойми: Максиму добрая, спокойная атмосфера, Келбихану – строго.Может, это и есть индивидуальный подход? Но главный секрет школы – психологическая атмосфера.Всякое проявление нетерпимости и агрессивности – в том числе и «на национальной почве» – здесь, в этих стенах, просто немыслимы… В последние годы в школу поступает много детей, недавно приехавших из Таджикистана, Узбекистана и других соседних государств. Некоторые из них бежали от войн и вооруженных конфликтов, они не по-детски замкнуты, многие плохо говорят порусски. Но уже спустя малое время в этих школьных стенах они словно возвращаются в детство, становятся нормальными мальчишками и девчонками. А татарский язык, который им, тюркоязычным, вполне понятен, вообще становится языком межнационального общения. Так же, как и русский.Здесь очень терпимо относятся к любым религиям, если ребенок носит хиджаб, соблюдает пост, то это его право. Но главное, что не только о татарской культуре рассказывают в этой школе, здесь даже проводя кулинарные, художественные конкурсы, готовя исторические доклады, стараются показать, насколько переплетены культуры башкир, и татар, и русских, насколько все мы – в сущности, братья и сестры… Гордость школы – великолепный борцовский зал, оборудованный при личном участии префекта ЮВАО Владимира Зотова. А еще в школе есть два очень интересных музея. Музей национальной культуры и быта формировали сами школьники, привозя часть экспонатов с раскопок во время экспедиций. Большая часть экспозиции музея «Легенды разведки» посвящена героям-разведчикам. Музей сотрудничает с бывшим резидентом Ириной Каримовной Алиповой, которая многие годы работала в Японии.Ну и, конечно же, здесь накоплен огромный архив о Герое Советского Союза Мусе Джалиле, имя которого носит школа. Многим из нас, людей старшего поколения, это имя знакомо со школьной скамьи. Мы ведь немножко по-другому учили историю, в том числе и историю Великой Отечественной.А многие ли сегодняшние школьники знают, кто он был такой, Муса Залилов, ведь Джалиль – это его литературный псевдоним? Мальчишки и девчонки, которые учатся здесь, конечно же, знают: – Он стихи писал, очень хорошие! – Его фашисты замучили… – Он воевал на войне… – Он – герой! – наперебой разобъясняли мне ученики школы.– У нас скоро памятник ему будет, приезжайте! В самом деле, в самом скором времени здесь, у школы, пройдет торжественная церемония открытия памятника поэту, солдату, патриоту. Как сообщил префект ЮВАО Владимир Зотов, свое присутствие на открытии памятника Мусе Джалилю подтвердили дочь и внучка писателя.По словам Владимира Зотова, в церемонии открытия примут участие официальные представители правительства Республики Татарастан, депутаты Госдумы, представители Совета Федерации и Национально-культурной автономии татар в Москве.Автором памятника стал скульптор Евгений Шишков, член Творческого союза художников России и Международного союза художников. По его словам, он использовал фотографии Джалиля, а еще ему очень в работе помогла дочь поэта Чулпан.Муса Джалиль будет стоять в форме капитана Красной Армии с накинутой на плечи шинелью.В руке поэта – тоненькая тетрадка стихов, его знаменитая «Моабитская тетрадь».…А на гранитном постаменте – строки одного из его четверостиший: «Я жить хочу, чтоб Родине отдать последний сердца движущий толчок. Чтоб я, и умирая, мог сказать, что умираю за Отчизну-мать!» – на русском и татарском языках.Потому, что оба эти языка были для него родные… Муса Джалиль – татарский советский поэт, Герой Советского Союза. Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», окончил литературный факультет МГУ. Участник Гражданской войны. Был редактором татарских детских журналов, работал ответственным секретарем Союза писателей Татарской АССР.В 1941 году ушел в армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. В июне 1942-го был тяжело ранен, попал в плен, в концлагерь Шпандау. Во время формирования легиона «Идель-Урал», который немцы намеревались направить на Восточный фронт, организовал среди легионеров подпольную группу, устраивал побеги военнопленных. За участие в подпольной организации казнен на гильотине 25 августа 1944 года в Берлине. В 1956-м посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».Эти стихи, написанные в плену, сделали его известным всему миру, последние строки были написаны незадолго до гибели поэта в застенках тюрьмы. Рукопись удалось сохранить оставшемуся в живых сокамернику Мусы Джалиля — бельгийскому антифашисту Андре Тиммермансу.

amp-next-page separator