Гарри Гродберг с Мендельсоном не согласен
Начался он выступлением Юрия Темирканова, продолжился концертом Юрия Башмета, а завершится 18 октября в Зале им. Чайковского, где Большой симфонический оркестр и Московский камерный хор под управлением Владимира Минина исполнят знаменитую ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный».Но это еще впереди. А апогеем фестиваля можно считать выступление всемирно известного органиста Гарри Гродберга в том же Зале им. Чайковского.Гарри Гродберг представил новую программу «разновеликих» произведений И. С. Баха. От самых популярных до совсем «незаигранных». Начался концерт Прелюдией и фугой до мажор. Затем прозвучали две партиты (соль минор и фа минор) – то есть вариации из одиннадцати хоралов на темы «Иисус, будь благословен» и «Иисус, ты светлый день». Известно, насколько Бах любил обыграть одну и ту же тему всеми возможными способами. Он умудрялся придумывать вариации даже на собственное имя: четыре буквы его фамилии — Bach – в музыкальной терминологии означают четыре разных тональности.Последним, пятым, бисом Гродберг сыграл Токкату и фугу ре минор – без нее публика его просто не отпустила бы. К слову: композитор Мендельсон, известный не только своим «свадебным маршем», но и как исследователь творчества Баха, утверждал, что музыку великого композитора нужно слушать только на органах его времени. Гарри Гродберг придерживается иного мнения. Маэстро в течение тридцати лет возглавлял экспертный совет по устройству и строительству органов в России, и «через его руки» прошли более восьмидесяти процентов органов всего бывшего Советского Союза. Орган Зала им. Чайковского Гарри Яковлевич считает лучшим органом столицы.