С трудными подростками работать трудно
Трудные подростки были всегда. Правда, говорят, что они такие не только потому, что с НИМИ ТРУДНО, а потому, что ИМ ТРУДНО.И как мы их только не называли – в разные времена: шпана, отпетые, безбашенные, отморозки и т. д. и т. п.Дети из неблагополучных, а порой и вполне себе, на первый взгляд, успешных семей… Откуда что берется и как происходит в душе маленького человечка этот внутренний излом и надлом? Почему вчерашний абсолютно нормальный малыш, подрастая, превращается в изгоя, “волчонка”? Кто прохлопал, просмотрел, упустил – родители, школа? И кому исправлять этот педагогический брак – психологам, социологам, медикам? А может быть, не надо изобретать велосипед, а нужно просто вспомнить то, что у нас когда-то было, а потом исчезло? То самое трудовое воспитание и перевоспитание, принципы и основы, которые были заложены у нас еще в 20-е годы прошлого века? Помните такого – Антона Семеновича Макаренко и его “Педагогическую поэму”?…И кто говорит, что сегодня таких педагогов, таких наставников нет у нас в Москве? Если вы так считаете, то с вами категорически не согласятся работники ГОУ Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И. Ф. Павлова, в составе которого 4 отделения: Хорошевский, Савеловский, Дмитровский и Коптевский. Этим колледжем руководит молодой, энергичный генеральный директор А. В. Воронин.И сегодня мы хотим предоставить слово людям, которые работают в этом колледже. Как говорится, от первого лица.– Наше учебное заведение начало свою деятельность еще в 1920 году, когда при Московском авиационном заводе образовалась профшкола. Сначала там были только рабочие специальности: слесари, станочники широкого профиля.Кстати, когда в 90-е годы от этих специальностей стали отказываться, мы во что бы то ни стало решили их сохранить и выиграли. Сейчас этих специалистов катастрофически не хватает не только в Москве, но и по всей России. И наши ребята никогда не останутся без работы.Сегодня в Москве наш колледж один из немногих проводит набор по специальности станочник, это токарное, фрезерное дело. И делаем мы это с учетом наступившего века инновационных технологий, то есть ребята обучаются не на грязных, допотопных станках, а на станках с числовым программным управлением. Это уже не просто механическая, однообразная работа, это – творчество. И самое важное: наши выпускники никогда не останутся без работы, невостребованными. Кстати, наш генеральный директор планирует отправлять учащихся по этой профессии на стажировку в Германию. Кроме того, уже два года мы даем возможность получить на базе колледжа среднее профобразование для государственных муниципальных управлений.Но все же самым главным делом нашего педагогического коллектива считаю работу с детьми из “группы риска”, – мы ведем ее с 1995 года. Большинство из этих ребят состоит на учете в детской комнате милиции, в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Понятно, что все эти дети из неблагополучных, асоциальных семей. Они не нужны ни школе, ни родителям, ни обществу, одним словом, изгои. Но у нас они находят себя, начинают учиться, сначала, конечно, еле-еле, а потом нагоняют. К нам они приходят после 7, 8-го классов, заканчивают здесь 9 классов, получают свой первый аттестат и идут дальше – получают профессию, а многие и в институт потом поступают. У наших ребят бесплатное питание и стипендия, если заработал не больше пяти троек.Увлечь, заинтересовать чем-то в жизни этих ребят непросто, и мы постоянно придумываем новые формы обучения; скажем, многие темы по физике, химии ребята проходят не в стенах классов, а в Политехническом музее, где проводятся увлекательные экскурсии, и т. д. У нас на бесплатной основе работают кружки, секции, есть театральная студия “Артпрофи”, которая в прошлом году на городском конкурсе заняла 2-е место. Ребята – лауреаты многих городских конкурсов. Большинство наших педагогов с высшим специальным образованием, имеют высшую и первую квалификационные категории, а это свидетельствует о высоком потенциале нашего преподавательского состава...– Понимаете, дети ведь не плохие, они просто запущенные. И приходят они к нам не от хорошей жизни, а оттого что отовсюду выгнали и идти некуда. Достоевский точно сказал: “Страшно, когда идти некуда”. А наш коллектив педагогов создал такую атмосферу, что дети сюда не только приходят, порой и прибегают, потому что им здесь хорошо, их встречают с любовью, и они отвечают нам своими открытыми сердцами, горящими глазами, желанием учиться, как вам и ни покажется это парадоксальным.У нас есть ребята, которые приходят на занятия даже раньше педагогов, как к себе домой. На первом же родительском собрании мы из года в год говорим одно и то же – ребенку необходима любовь, уважение, понимание.Помню случай – прикрепляю к двери расписание уроков, прошу мальчика, который пришел к нам после 7-го класса: “Зайчик, помоги мне!” А он вдруг… заплакал! Я его спрашиваю: “Что случилось, я тебя чем-то обидела?” А он отвечает: “Меня никто никогда не называл зайчиком”. Он впервые услышал ласковое слово! Хорошо, – отвечаю, – я буду почаще называть тебя ласково, но и ты меня не подводи, не огорчай. Знаете, как он начал стараться, учиться, помогать во всем.Или еще случай. Пришел к нам мальчишка с этакой шпанистой бравадой: “Имел я вас всех в виду, мой папа трижды сидел, мама дважды, а брат придет, всех вас перережет и т. д.” Главным для него было одно – прийти в колледж и рассказать, где, с кем и сколько он вчера выпил. А ему всего тринадцать лет, в 8-м классе учится. И тем не менее постепенно, всем коллективом, мы его привели в чувство. Он закончил 9 классов, перешел на профессию станочника, стал заниматься в театральной студии при колледже “Артпрофи”, и у него открылись великолепные актерские данные. Сейчас его не узнать – красивый, подтянутый, вежливый, самая яркая звезда в нашем театральном коллективе. И таких историй, поверьте, очень много.Сначала это опоздания, прогулы, настороженность по отношению ко мне, к учителям. У каждого классного руководителя, мастера своя метода. Я обязательно звоню домой, выясняю причину отсутствия, пытаюсь разговаривать с родителями, налаживать с ними контакт, а это, поверьте, порой очень сложно. Некоторые и не знают, что их ребенок вообще где-то учится….Приходится и стыдить, и убеждать как ребят, так и их родителей. Но без ругани, без оскорблений. Это мое правило, ведь я на себе испытала все прелести подобной воспитательной работы. Когда я сама училась в ПТУ, у нас была мастер, которая считала, что ругань и крик – самая надежная метода. Еще тогда я решила: обязательно пойду в мастера, но в корне изменю такой метод подхода к детям. Для меня важно не орать, а помогать, разбираться с каждой ситуацией, с каждым конкретным случаем.Вот не так давно мы провели классный час на тему: “Как расстаться с первой своей любовью”...Ведь для них чувства в 15, 16, 17 лет – огромное, эмоциональное событие в жизни, и так страшно разочароваться. В моей группе случилась такая драма: молодой человек сам не мог пережить горе, вот мы и решили все вместе ему помочь. Как себя вести в данной ситуации, как справиться с болью? Ребята сами придумывали различные ситуации, анализировали и т. д. И, знаете, помогло; в первую очередь, парень понял, что он не остался один на один со своей проблемой, что ему все готовы помочь, поддержать.А ведь это очень важно знать, что ты не один, ты всегда можешь посоветоваться, и никто не будет над тобой смеяться…Еще одна важная проблема, которая меня очень беспокоит: почти все поголовно курят. И опять-таки, не жалея сил и времени, пытаюсь проводить с ними беседы. Например, объясняю: почему мужчина дает своему ребенку свое отчество и фамилию? Потому что это продолжение его рода, его самого в детях. И вот какой вы сегодня Илья Муромец, такого же Илью Муромца и родите.Знаете, задумываются. Дальше: объясняю – почему на Западе запрещено курить и употреблять спиртные напитки до 21 года? Потому что только к этому возрасту организм укрепляется, становится более устойчивым и способен бороться с подобной заразой. Это не я придумала, это данные медицинских исследований.Еще проблема: подростковая агрессия. У кого-то она проявляется в большей, у кого-то в меньшей степени. И опять – классные часы, беседы с учениками. Мы очень много с ребятами говорим о жизни, о будущем. Пытаюсь внушить, что жизнь – это дорога, по которой сначала, в первой ее половине, вы идете и раскидываете бумеранги добра и зла, и сколько вы запустили бумерангов добра, столько же к вам и вернется, и наоборот…И еще такой момент: каждый абитуриент колледжа сначала проходит собеседование у нашего директора. Знаете, он так плавно разговаривает, задает, казалось бы, простые вопросы: как учился, помогает ли маме, за какую команду болеет, есть ли дома компьютер.Ребенок расслабляется, и тут – главный вопрос: почему уходишь из своей школы? Вопрос неожиданный, и дети не успевают придумать какую-нибудь сказку, отвечают прямо – “учителя плохие”.А почему ты решил, что у нас учителя хорошие? – А мне друзья рассказали про ваш колледж, поэтому хочу к вам – А что рассказали? И так далее.Получается своеобразный мониторинг. Для нас ведь это очень важно, как сделать жизнь и учебу своих детей наиболее комфортной. И эти разговоры “по душам” очень помогают создавать свой положительный микроклимат и для детей, и для педагогов…