Уникальный садик для особенных детей

Общество

Заниматься с логопедом, лежа на ковре в спортивном зале. Научиться писать во время сеансов массажа, а читать – на шведской стенке вниз головой… Кто сказал, что так не делают, не принято, невозможно? В уникальном детском саду № 288 возможно все. Здесь вместе с одаренными малышами растут дети с ограниченными возможностями, карапузы-интеллектуалы играют вместе с ребятами, которым диагностировали умственную отсталость или определили такие заболевания, как аутизм, различные генетические синдромы...Есть здесь и дети с ДЦП и другими заболеваниями – соотношение здоровых и особенных детей 70 к 30. В этот садик приходят абсолютно разные малыши, объединяет их одно – все требуют индивидуального подхода.Садик только отпраздновал свое открытие, а очередь желающих устроить сюда своего ребенка уже скопилась огромная, и каждый родитель с жаром доказывает, что его малыш настолько индивидуален, что только здесь он сможет комфортно развиваться. Инклюзивный подход, когда дети с ограниченными возможностями находятся в обществе здоровых ровесников, полезен как тем, так и другим.Завтрак уже закончен, и дети стайками выбегают на улицу. Как за ними успевают следить педагоги – не понятно, но дети бегают по всей территории, ездят на машинках, гоняют на велосипедах. Один велосипед явно не торопится. Хрупкая девочка со смешными косичками сосредоточенно крутит педали, а они не всегда слушаются, сбоку ее поддерживает воспитатель. «Кататься учитесь?» – спрашиваю их. Девочка утвердительно махнула головой и счастливо улыбнулась, и тут я увидела, что велосипед какой-то чудной, педали шире, спинка есть и еще ремень для пристежки. Уже потом мне объяснили, что это специальные велосипеды для деток с ДЦП – на обычном усидеть трудно, а кататься так хочется! Здесь вообще много чего интересного собрано. Есть карусель, на которой могут кататься колясочники, но катаются все вместе, диагнозом никто из детей не интересуется, а просто катаются, и все. Чуть сбоку перед входом высокая мачта с крутящейся вертушкой, что это – флюгер, пропеллер, трещалка, – не поймешь.Оказывается, она силу ветра и температуру одновременно меряет – открываешь снизу ящик и смотришь все показатели. Спешу за убегающим ребенком и натыкаюсь на бревно. Оказалось, это не бревно, а три бревна, скрепленные концами в одной точке и расходящиеся в стороны лучами, каждый лучик поднимается. «Что за странный тренажер?» – спрашиваю. А мне объясняют, что тренажеры там, подальше, и тоже деревянные, а это не только тренажер, а в чемто музыкальный инструмент и даже головоломка. Долго я бегала, пыталась выудить из него какую-нибудь ноту или хотя бы звук – бесполезно. Но до чего не додумается взрослый, уже знают дети.Эти хитрые бревна только тогда издают звук, когда одновременно их все вместе с разных сторон поднимают трое человек – музыкальный тренажер дружбы получается.Деревянные игрушки не только на улице, но во всем детском саду. Заходишь в группу – вместо привычного набора мебели – коврик, шкаф, столы, стульчики – сплошные дизайнерские изыски. Вместо коврика лабиринты змейками, дорожки для кувыркания, рядом домик с крышей – батутом, балкончиком, горкой и многочисленными лесенками. В уголке релакс-зона, как в лучших отелях, только в уменьшенном варианте: мягкие, утопающие кресла, диванчик вокруг изящного столика.«Наши дети здесь иногда засыпают, – поясняет директор детского сада Мария Прочухаева, – не каждый любит спать в кровати, а здесь можно уединиться и сладко поспать».Но время сейчас явно не сонное, в одной из соседних групп в столярной мастерской вовсю кипит работа. «Димон, покажи, что ты сделал, – говорит вихрастый парень, он же дефектолог, обращаясь к облокотившемуся на миниверстачок мальчишке. Димон принял предложение педагога и, театрально проведя ладонью по волосам, начал неспешный обстоятельный рассказ. Оказывается, два чурбачка с дырочками в его руках – подарки сестрам Кате и Оксане. Чурбачки, когда в них проделаешь пару дырок и проденешь туда шнурок, сразу превращаются в завидное украшение, которыми юный мастер собирается одарить своих родственниц. Не могу поверить, что об этом мальчике мне говорили, будто он был жутко пугливым.Прохожу еще пару комнат, там трое девочек наблюдают за химическим опытом с водой. «Свойства воды» – так называется сегодняшнее занятие в интеллектуальной лаборатории. Вливают, переливают, подмешивают, взвешивают все по очереди, у одной из девочек получается намного дольше – у нее ДЦП, но ее никто не торопит, а девчонки рядом помогают и искренне радуются, когда у той получается.– Здесь особенных детей не дразнят? – спрашиваю у директора детского сада Марии Прочухаевой.– Ребенок всегда ориентируется на взрослого. Если ребенку не говорить, не заострять внимание на особенность других, то ребенок относится к не похожим на него детям вполне нормально.Идея создания такого детского садика возникла более десяти лет назад. Одной из первых экспериментальных площадок для педагогов-энтузиастов стал детский садик № 1465 на Пресне. Творить, выдумывать, делать открытия работающим в инклюзивной среде приходится каждый день, ведь сюда ходят необычные дети, и они требуют необычного подхода. Для педагогов нет фразы: «Не получается, не могу», здесь говорят: «Не получается – придумай». Придумывают – и получается. Здесь работают специалисты, известные на всю Москву.Помощь детям оказывает невропатолог профессор Борис Архипов, автор теории замещающего антогинеза, которая говорит о том, что если ребенок что-то недополучил во время внутриутробного периода и процесса рождения, он может это добрать с помощью специальных занятий, путем нейропсихологической коррекции, специальной гимнастики и т. д.Дефектолог Елена Леонтьева создала собственную авторскую программу по работе с особенными детьми, день за днем помогает аутичным детям жить в ладу с окружающими, обществом. Директор детского сада Мария Прочухаева не просто организатор и администратор учреждения, она автор методики игровой терапии в смешанных группах. А еще она мама пятерых ребятишек, так что она педагог-психолог и на работе, и дома.Этот детский сад стал первым, созданным в рамках совместного проекта правительства Москвы и ЮНЕСКО как «Детский сад будущего». Весь детский сад оборудован по самым современным требованиям. Здесь есть бассейн, столярная мастерская, сенсорная комната, класс Марии Монтессори (со специальным оборудованием), лаборатория и т. д. Здесь открыто 14 групп, в каждой из которых собрано от 14 до 20 ребятишек.Две из этих групп называются «группами кратковременного пребывания», или «Особый ребенок» – сюда дети приходят на один-два часа в день. Еще одна группа – служба ранней помощи – для детей от двух месяцев до трех лет. Дети, которые успешно прошли через службу ранней помощи, переходят в другие, более взрослые группы; для тех же, у кого проблемы серьезные, а возраст больше трех лет, предназначена лекотека. Это структурное подразделение детского сада создано для детей с тяжелыми нарушениями в развитии (аутизм, синдром Дауна и другие). Туда малыши приходят вместе с родителями, занимаются и учатся вместе. Еще есть консультативный пункт – для семей, которые воспитывают детей дома. В работе этого пункта участвуют практически все специалисты детского сада, поскольку родителю может понадобиться любой совет – как психолога, врача, так и социального педагога.Индивидуальный подход идет на пользу не только особенным детям, но и здоровым малышам. По результатам исследования, проводимого в этом детском саду, интеллектуальное развитие и креативность обычных детей здесь выше, чем в других, где нет инклюзии. И, что особенно удивило взрослых, здоровые дети чаще выбирают себе в друзья именно детей с особенностью.В таком детском садике хорошо, просто замечательно, а что потом? У здоровых деток есть выбор – спецшкола, обычная школа, лицей, а как же особенные дети? По словам директора детского сада, о будущем ребят подумали, поэтому сейчас создана образовательная вертикаль: детский сад – психолого-педагогический центр реабилитации и коррекции «Тверской» – школа № 142.Но не только она одна, к концу года в Центральном округе будет работать 57 инклюзивных образовательных учреждения, это детские сады, школы и школы дополнительного образования.[b]Прямая речьПрефект Центрального административного округа Москвы Алексей АЛЕКСАНДРОВ:[/b][i]– Главная задача общества, чтобы дети с ограниченными возможностями могли нормально развиваться и были адаптированы к обществу, нашей жизни. И открытие таких детских садов – это серьезный шаг в решение этой проблемы. Здесь все подготовлено с большой любовью, это уникальный детский сад, построенный по индивидуальному проекту, и в этом учреждении собрано все лучшее, что существует сегодня в этой области.Этот детский сад – плод совместных усилий города и округа: город финансировал строительство, а округ закупал оборудование и обеспечил подготовку специалистов. Не только этот, но и все уже существующие, а тем более все строящиеся детские сады в Центральном округе будут приспособлены для того, чтобы их могли посещать дети с особенностями развития.[/i]

amp-next-page separator