На что нужно обратить внимание при выборе рабочего места
По данным Управления Государственной службы занятости города, количество рабочих мест, которыми на данный момент располагает служба занятости столицы, составляет 13 единиц на одного. При этом большинство безработных – женщины. Поэтому мы решили внедриться в самую лакомую и злачную сферу труда, где большинство работников женщины, – в торговлю. Она интересна еще и тем, что в последнее время значительно расширился круг людей, недовольных качеством сервиса, предоставляемого в сфере продаж. Среди основных претензий – отсутствие элементарной вежливости у продавцов, недостаточные знания о продаваемом товаре и неумение грамотно обслужить клиента. Понимая, что от уровня комфорта покупателей напрямую зависит доход компании, крупные фирмы всерьез занялись профессиональной подготовкой кадров. Чтобы разобраться, как это происходит, и взглянуть на работу продавца изнутри, наш корреспондент Антонина Сидорова отправилась устраиваться на работу продавцом-консультантом. Узнать, где и как устроиться на работу, несложно. Нужно подойти к любому продавцу-консультанту в торговом зале и спросить о вакансии продавца-консультанта. Вам выдадут рекламный проспект бутика, на котором будут указаны время и место собеседования. По этому адресу я и отправилась. Кормите фирму. Это вам зачтется Пятнадцать минут до начала собеседования. Перед подъездом стоят человек 15 девушек от 18 до 25 лет. Ровно в 15.00 нас пропускают внутрь, записывают паспортные данные и проводят в зал. Появляется ведущий собеседования по имени Олег. – Я немного расскажу о нашей организации. У нас есть несколько брендов – женская одежда, мужская, детская, VIP-одежда. Графиков работы – 3. Есть полная рабочая неделя – 5 рабочих дней, есть короткая – 3, есть студенческий график – пятница, суббота, воскресенье. Ваша зарплата в месяц – 12 тысяч + проценты. Но если в конце месяца вы получите только 12 тысяч – прощайтесь с работой. Вас уволят. Так как «голый оклад» означает, что весь месяц вы ничего не делали. Это сразу будет ясно, так как недавно мы ввели систему подсчета личных продаж за день. Ее суть в том, что в первый месяц вам скажут, сколько вы заработали, но заплатят только ставку, проценты отойдут фирме. После этого испытательный срок считается оконченным. Со следующего месяца вы начинаете получать проценты с продаж. А теперь давайте с вами немного познакомимся. Сейчас каждая из вас должна встать и немного рассказать о себе. Девушки выходят по очереди и рассказывают о том, кто есть кто, откуда и чего хочет. Выясняется, что почти все – из Подмосковья. Учатся на менеджеров и экономистов, хотят много денег. Иногда Олег задает два-три неожиданных жестких вопроса. Отбилась – молодец. Не отбилась – гуляй!.. Потом Олег раздает листочки. На них нужно написать маленькое сочинение на заданную тему. Тут же, на месте, выставляет оценки. – Савенкова, Коноплева, Коржаневич, Лопатина – не прошли. Всем остальным – мои поздравления. Приходите через два дня. Мы оформим с вами трудовой договор. Тогда же и разберетесь, кто, где будет работать. Желаю удачи! Мы по очереди выпархиваем из душного помещения. Девчонки оживленно обсуждают, куда бы хотелось попасть на работу. Только Ритка, натягивая куртку, сглатывает слезы. Неделю назад она уволилась из бутика OGGI в XL. А нынешнее собеседование прошла неудачно. С женской одеждой она работает уже несколько лет и не мыслит себя без этого. Я ловлю себя на мысли, что в этой сфере крутятся какие-то совсем иные, не знакомые мне проблемы. В «Охотный Ряд»? С охотой! Через три дня встречаемся в том же зале. Менеджер Ирина раздает нам трудовые договоры. Это кипа документов толщиной в палец. Мы подписываем их почти не глядя. В комплекте с договором еще два документа – обязанности продавца-консультанта и обязательство о неразглашении коммерческой тайны. – Подписали? Давайте займемся распределением. Сейчас у нас есть вакансии: в «МЕГА» – Химки, в «Ашане» в Марьине, одно место в «Атриуме», пять – в «Охотном Ряду», три – в «Европейском». Кто куда хочет? – Мы! Запишите, пожалуйста, нас троих в «Охотный»! – А меня и Лену – в «Европейский»! Я с трудом отбиваю себе место в «Охотном ряду». – Выходите с понедельника! «Отвес» – не обвес Работаю во вторую смену. С 15.00. Торговый зал в это время полон – центр города, многие в перерыв забегают присмотреть новую кофточку. Нахожу главного менеджера. – Здравствуйте, я новая стажерка. – Хорошо. Катя! У нас новая девочка пришла. Будет твоей помощницей. Объясни ей, что и как. Антонина, у тебя книжка продавца-консультанта с собой? Давай ее мне, а сама иди с Катей. Катя, высокая худенькая девушка, ведет меня за собой в подсобку, за ту самую дверь, на которой написано «Посторонним вход воспрещен». – Ты не волнуйся, все запомнишь. Я сама тут не так давно работаю. Вот смотри. Здесь мы переодеваемся. Здесь (показывает на стеллаж с вещами) ничего не трогай. Это «отвесы» девчонок. Ну, то есть, если ты себе выбираешь вещь, то вешаешь ее сюда. Потом оплатишь. Чуть-чуть приживешься – тоже будешь себе что-нибудь «отвешивать». Дальше. Вот здесь – единичные вещи. Таких больше нет. Это – остатки. Вот здесь – обувь. В зале она вся по половине пары. Если у тебя просят обувь – приносишь отсюда. Но клиента одного не оставляй! Ни в коем случае! Если украдут – платить будешь из своего кармана. Проходим по подсобке. – Видишь аппарат, на телефон похож? Это связь со складом. Если у тебя что-то просят, а здесь этой модели нет – говоришь: «Уточню на складе» – и звонишь по нему. Тебе скажут, есть еще такие модели или нет. Но пока ты стажерка – со складом не работаешь. Переходим во вторую подсобку. – Здесь у нас отдых. Туалет, кухня, стол. Ты с собой ничего не брала перекусить? Ну, завтра возьмешь, а пока попроси кружку. Хоть чаю попьешь. Пошли расписание выходов посмотрим. Выходы – это перерывы. Их три. Большой выход – на обед. У стажера он занимает полчаса, у продавца – час. Два маленьких – по пятнадцать минут. Расписание выходов составляется в начале рабочего дня, так, чтобы торговый зал не оставался без присмотра. Выходить нужно точно ко времени. Опоздала – сама виновата, будешь без обеда. – Теперь пойдем в зал. Залов два – большой и малый. Они разделены на позиции. На каждой позиции работает по продавцу-консультанту. Их задача – консультирование покупателей, поддержание вещей на стойках в порядке и достаточном количестве. – Наша позиция сейчас – в малом зале, на раздевалке. Тут все просто – считаешь вещи, выдаешь номерок, ну и периодически прохаживаешься по примерочным, чтобы они были в порядке. Идем, помогать будешь. – Катя! – зовет мою наставницу темноволосая невысокая девушка. – У тебя малая раздевалка? Идите скорее, там завал! Там действительно завал. На столике с беспорядке свалены вещи, а перед примерочными огромная очередь. – Помоги мне. Кофточки складываются вот так, а юбки вешаются на вешалку, – торопливо объясняет Катя. – Внутри каждой вещи – маркировка. Если написано Basic – значит, это вещь из большого зала, если casual – из малого, если classic – может быть и там, и там. Разноси все это по залу, пожалуйста, а то я не справляюсь! Куда понесла? В семь вечера, когда люди идут с работы, – у нас разгар рабочего дня. Консультанты валятся с ног, разнося вещи и обслуживая покупателей. Меня останавливает худенькая девушка: – Скажите, а есть еще такие кофточки, как на витрине? – Какие, покажите. – И я, забыв, что у меня в руках вещи, с которыми я шла в малый зал, выхожу в коридор. Срабатывает сигнализация. Подпрыгивает охрана. Я проклинаю себя, девушку, дизайнеров и торговлю целиком. В примерочные выстраиваются очереди. На меня сыплются вопросы со всех сторон: – Скажите, у вас есть туники? – А какой это размер? – А у вас есть это, но фиолетовое? – Девушка, какие у вас имеются топики? – А распродажи еще будут? – Дайте визиточку, пожалуйста… В сущности, продавец-консультант – однообразная работа. Поправить вещи, осмотреть позицию, подсказать, отнести, снова поправить… К девяти вечера поток людей начинает стихать. Последние покупатели уходят уже к закрытию. Мы еще час приводим магазин в порядок – разносим и раскладываем вещи, застегиваем пуговицы, перевешиваем по правилам мерчандайзинга вешалки. Молодая женщина-кассир читает с листка: – Продажи за сегодня! Никанова – 32 тысячи, Борисюк – 11, Инкина – 9, Томилина – 15, Сидорова – 4... Я поворачиваюсь к Кате: – Кать, а что все это значит? – Они объявляют, на какую сумму ты сегодня продала вещей. У тебя немного – 4 тысячи рублей. Но не расстраивайся, все-таки это первый день, тоже неплохо. У нас одна девчонка неделю ничего не зарабатывала. Через две ее уволили, даже до конца испытательного срока недотянула. У тебя завтра будет лучше, ты молодец. Ну, пошли домой, уже одиннадцать. Перестраховка Проработав несколько дней в торговле, начинаешь понимать: продажи – это особый мир со своими законами. Здесь свои страхи. Страшно мало продать за день или поссориться со старшим менеджером, или рассердить покупателя. Лишаешься благоволения этих людей – лишаешься работы. Радости здесь тоже другие – выскочить в обеденный перерыв на улицу и подышать свежим воздухом, успеть перехватить что-то вкусное, поболтать с охраной, которая нас всех знает наперечет, получить большой процент с продаж, отвесить какую-нибудь красивую вещь, одну из тех, которые покупатели расхватывают с лету. Великая гордость – получить похвалу от главного менеджера. Я не доработала до этого дня. Профессия продавца-консультанта показалась мне слишком однообразной. Однако и за тот небольшой период погружения в работу я смогла понять, в чем причина трений между продавцами и покупателями. В продавцы идут обычно иногородние, для того, чтобы заработать денег. Люди более амбициозные, как правило, обходят эту профессию, если, конечно, не видят в ней своего призвания. Но такие люди – редкость. Продавец от бога – такое же редкое явление как врач или педагог. Однако владельцы бутиков, понимая необходимость предоставления хорошего сервиса, становятся все строже и все чаще берут под свой контроль «выращивание» молодых кадров для своих компаний. Отбор все жестче, требования все выше. Дело идет полным ходом. Может, через пару лет мы и впрямь сможем гордиться европейским качеством сервиса? Справка ВМ: Ежегодно в службу занятости столицы обращается около 300 тысяч человек. На учете в городской службе занятости официально в конце февраля было зарегистрировано 21 593 безработных. Из них около 1800 – это одинокие родители, 1500 – это инвалиды. В связи с трудоустройством с начала года с учета службы занятости было снято 6710 человек. На одного рабочего в службе занятости приходится 7–8 вакансий, на одного служащего – 4–6. При выборе рабочего места обратите внимание на следующие параметры: -Расположение бутика в торговом комплексе. Если он у входа – то вероятность, что к вам заглянут, больше, чем, если он находится в глубине. -Проходимость. Проходимость напрямую зависит от ассортимента товара, его ориентированности на аудиторию. Если вы будете продавать ювелирные изделия, то несколько десятков человек в день – это очень хорошо, если одежду среднего ценового уровня – посетителей должно быть на порядок больше. -Личная заинтересованность. Постарайтесь выбрать товар максимально интересный лично вам. При личном интересе и вам будет работать веселее, и покупателю приятнее, и продажи будут больше.