Мрачные перспективы буржуазии в фильмах 32-го ММКФ

Развлечения

НОВАЯ программа фильмов 32-го ММКФ разнопланова и разнообразна, при этом в большинстве картин режиссеры пытаются восстановить утраченную связь времен и нарушенную преемственность поколений.Так, фарсовая копродукция «Концерт» (Гала-премьеры) явно рассчитана на незнакомого с русскими реалиями зарубежного зрителя. В написании сценария оказались задействованы режиссер-румын Раду Михайляну, Ален Блан и Мэттью Роббинс. Они настолько плохо знакомы с годами последних лет правления Брежнева, что приписывают им бессовестно атрибуты сталинских чисток и арестов.…Когда-то, в начале восьмидесятых, дирижер Андрей Филиппов (Алексей Гуськов) считался восходящей звездой Большого театра, но спустя тридцать лет он превратился в жалкого уборщика. Случайно перехватив факс с приглашением в парижский театр, этот неудачник получает шанс взять реванш за все годы унижений. Он собирает оркестр из спившихся коллег и отправляется с ним на покорение Парижа. Но увидеть Париж и умереть не получится. Напротив, их ждет триумф.Этого, увы, не скажешь о самой картине. В дурном коктейле смешались мелодраматическая история потерянной малютки, беззлобные подтрунивания над еврейскими гешефтами и ностальгия по некогда славным дням французской коммунистической партии. Лишь прекрасная музыка Чайковского спасает эту дурно пахнущую поделку от полного провала.А вот камерную ленту «Постельные сцены» (Перспективы) немецкого режиссера-дебютанта Р. П. Каля отличает мрачная серьезность и философская глубокомысленность. Симптоматично, что она завершается цитатой из сочинений модного философа Фуко, который утверждал, что человек постепенно исчезнет с современной карты мира. Для героини, режиссера Нины, съемки фильма не столько творческий акт, сколько попытка разобраться в собственной сексуальной идентичности. К парочке приглашенных ею актеров (Ханс и Мари) она испытывает прихотливые кратковременные влечения.Многочисленные физиологические акты, показанные в ленте, лишь показывают разобщенность людей в современном механистическом мире, подчеркивают атомарность существования – когда мастурбация подменяет любовь. Этой же цели добивается скрежещущая музыка и холодная цветовая гамма интерьеров.«Реверс» (Перспективы) в редком ныне жанре фильм-нуар представила Польша. Молодой режиссер Борыс Ланкош умело наполняет жанровые жесткие конструкции, пришедшие из-за океана, социалистическим содержанием. Старая дева Сабина (Агата Бузек), исправно служащая в начале 50-х годов редактором в издательстве, взыскует любви, но чуть не становится стукачкой. Ее хрупкий поэтический мир разбивается в одночасье о брутальность воцарившегося в Польше единомыслия и насилия. Но нежное и хрупкое (по буддийской притче) оказывается более живучим, чем закостенелое и монолитное. Прошли годы, и от прежней тоталитарной власти остался лишь мерзкий запах той кислоты, в которой она и ее мать (Кристина Янда) некогда растворили труп самонадеянного любовника из органов, который наивно полагал, что советская власть воцарилась, как и Третий рейх, на тысячу лет.Похожие иллюзии были присущи в сталинскую эпоху и героям картины «Бибинур» (Перспективы), снятой в Татарстане режиссером Юрием Фетингом («Мифы моего детства») в изысканной черно-белой цветовой гамме. Но его праведница-героиня как-то теряется в жестоком мире капиталистических товарноденежных отношений. К сожалению, сценарий гуманистического фильма перегружен банальными конфликтами, а игра актеров далека от идеала. Поэтому верная мысль о необходимости соблюдения традиций так и осталась неподкрепленной художественными образами картины. И это особенно обидно, ибо на этот раз программа конкурса «Перспективы» получилась самой сильной за многие годы.«Организация сновидений» английского режиссера и педагога Кена Макмаллена – в этом причудливом постмодернистском коллаже ощущается преемственность творческих методов режиссера Жан-Люка Годара. Пафос ленты направлен против культурного и социального терроризма современных средств коммуникаций. Фильм наполнен цитатами из И. Канта, У. Шекспира, Э. По, З. Фрейда. В этой драматичной ленте идей необычную роль псевдополицейского убедительно сыграл Доминик Пиньон, ставший уже на 25 лет визитной карточкой нового французского кино, а музыку написал великий Майкл Наймен – бессменный сподвижник режиссера-авангардиста Питера Гринуэя.Страсть последнего к цифровому символизму Макмаллен остроумно высмеял в сцене проезда туристов по Сене, когда героиня буквально вываливает на них тонны словесного мусора. Оказывается, духовные дети Че Гевары не менее рационалистичны, чем их идейные враги – представители буржуазии. Деконструируя европейскую историю, режиссер тонко нащупывает ее особые болевые точки.

amp-next-page separator