Илья Ильф фотографировал без соавтора

Развлечения

Напасть эдакая приключилась с одним из двух отцов Остапа Бендера в конце 1929 года, и наснимать он успел довольно много: портреты, пейзажи, уличные сценки, Москва и Нью-Йорк.Некоторые его фотоработы хранились в семье. Как и положено – стопочкой, перетянутые резинкой. На них-то и построена экспозиция. Некоторые из отпечатков, потемневших и очень маленьких, — авторские, большинство – свежие, обработанные «цифрой». Работы Ильфа дополнены «классическими» ныне кадрами – фотопортретами героя, сделанными Виктором Иваницким и Елизаром Лангманом.Увлечение фотографией в 1910–1930-е было модным среди литераторов: им «грешили», например, Леонид Андреев и Илья Эренбург. Ильф, разумеется, не гениальный фотограф. И – не новатор, хотя конструктивисты во главе с Родченко должное влияние на Ильфа-фотографа оказали. Зато у него фотография искусством не притворяется. Это просто дневник или, если хотите, песня народов Крайнего Севера («что вижу, то пою»). А поскольку время предоставляло видения грандиозные, а Ильф смотреть умел, то музыка получалась совсем даже неплохой. Иногда это нежная серенада (многочисленные портреты любимой жены Марии). Иногда – трагическая кантата (хроника разрушения храма Христа Спасителя; Ильф прямо из окна своей квартиры смотрел и снимал, как «ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв; рухнул один из 4 пилонов, на которых держался большой купол здания», — так писала «Вечерняя Москва» 6 декабря 1931 года). Еще он сфотографировал похороны Маяковского — одна из его работ, сделанных 17 апреля 30-го, была опубликована только в 80-х годах после тщательных изысканий: а Ильф ли автор?Снимавших в тот день было много, но теперь каждый из кадров – редкость: у того же Родченко тогда что-то случилось с камерой, и пленка оказалась загублена.

amp-next-page separator